Historical and modern features of architectural and planning organization of waterfronts

Research article
DOI:
https://doi.org/10.60797/mca.2024.53.2
Issue: № 10 (53), 2024
Suggested:
10.07.2024
Accepted:
30.09.2024
Published:
21.10.2024
36
1
XML
PDF

Abstract

The article is dedicated to the study of factors influencing the formation of successful urban public space located in coastal zones. In particular, modern tendencies in the development of waterfronts are examined using examples from the world of design practice. As a result of the research of international experience in the development of coastal public complexes, the basic principles of architectural and functional organization of public buildings and spaces located near large bodies of water are formulated. The identified principles can be taken into account by architects and urban planners in the design and reconstruction of embankments, as well as used as theoretical material in educational practice.

1. Введение

Прибрежные территории, благодаря своим природным ресурсам, на протяжении истории обладали большой ценностью. На современном этапе развития городские участки, примыкающие к крупным водоемам, имеют потенциал развития здесь крупных общественных комплексов. В настоящее время вследствие высокой инвестиционной привлекательности разрабатывается множество архитектурных проектов зданий и комплексов, расположенных в прибрежной зоне. Целью статьи является выделение на основе анализа международной практики развития прибрежных территорий ключевых принципов проектирования, формирующих комфортное, эстетически привлекательное и экономически эффективное прибрежное пространство. 

2. Принципы архитектурно-планировочной организации современных набережных

На сегодняшний день существуют объективные тенденции развития прибрежных территорий, которые базируются на принципе всесезонности и многофункциональности с включением большого количества общественных зданий, что способствует достижению максимального экономического эффекта. Также важными составляющими успешного общественного пространства являются транспортная доступность, безопасность, зрительные связи с водой, ощущение идентичности места, устойчивое развитие и экология. Далее рассмотрим более подробно каждый из аспектов архитектурно-пространственной организации прибрежных зон:

2.1. Всесезонность и многофункциональность

Развитие прибрежных пространств, как многофункциональных всесезонных комплексов. За счет смешанного использования городских функций формируется круглогодичное общественное пространство. Набережная должна быть живым и ярким местом, с присутствием людей разных возрастов и различных увлечений. При организации набережной должны учитываться потребности широкого круга людей, поэтому прибрежные зоны могут объединять в себе транспортный узел, общественное пространство, офисные, жилые, торговые, гостиничные, культурно-досуговые объекты. 

Этот принцип имеет важное экономическое обоснование. Пространства, привлекающие больше людей, тесно связаны с бизнесом: наличие большего количества людей означает большую прибыль, что способствует развитию местной экономики

Если рассматривать отечественный опыт, примером многофункционального прибрежного пространства является стрелка Оки и Волги в Нижнем Новгороде. Здесь на реконструированной территории бывшего порта сочетаются следующие функции: музейная (культурный центр «Пакгаузы»), рекреационная (парк со смотровыми и детскими площадками), культурно-зрелищная (открытая сцена, стадион), спортивная (стадион к чемпионату мира по футболу 2018, ледовая арена) и религиозная (собор Александра-Невского). Помимо этого сохранено историческое здание фильтровальной станции, которое служило вспомогательным сооружением порта.

2.2. Включение большого количества общественных зданий

Архитектурно-планировочное решение известных современных набережных, помимо ландшафтного благоустройства, включает крупные общественные сооружения и их комплексы, такие как театры, музеи, стадионы, библиотеки, выставочные галереи, креативные кластеры, деловые центры и т.д. 

Также общественные здания, помимо интегрирования новой культурной функции, благодаря своему архитектурному решению могут стать достопримечательностью, культовым зданием на набережной, символизирующем о «прогрессе» и формирующем «имидж» города

.

В качестве примера можно привести музей Гуггенхайма в Бильбао (арх. Ф. Гэри), Сиднейский оперный театр (арх. Й. Утзон), мост-музей в Вильяэрмосе (арх. MUSEVI, TEN Arquitectos) (Рис. 1).

Примеры знаковой архитектуры общественных зданий на набережных: а - музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1997 г., арх. Ф. Гэри ; б - Сиднейский оперный театр, Австралия, 1973 г., арх. Й. Утзон; в - мост-музей в Вильяэрмосе, Мексика, 2011 г., арх. MUSEVI, TEN Arquitectos

Рисунок 1 - Примеры знаковой архитектуры общественных зданий на набережных:

а - музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1997 г., арх. Ф. Гэри ; б - Сиднейский оперный театр, Австралия, 1973 г., арх. Й. Утзон; в - мост-музей в Вильяэрмосе, Мексика, 2011 г., арх. MUSEVI, TEN Arquitectos

Расположение здания вдоль воды дает архитектору дополнительные преимущества в достижении художественной выразительности.

Особый эффект зрительного объединения строения с водной поверхностью возникает при ее соприкосновении с остекленными фрагментами фасада (музей Лувр в Париже) (Рис. 2, а).

Использование приёма «консоль» над водным зеркалом. Благодаря размещению части здания над водной поверхностью игра отражений как бы входит в контур здания, а отдельные его части «опираются» на водную гладь (многофункциональный комплекс в Амстердаме, BIG) (Рис. 2, б).

Включение водных устройств в систему вертикальных ограждающих конструкций, делает архитектурный объект менее массивным (павильон Великобритании в Севилье на Всемирной выставке Ехро 92, арх. Николас Гримшау) (Рис. 2, в)

.

Примеры фасадных решений зданий у воды: а - музей Лувра в Париже, Франция, 1989 г., арх. Йо Минг Пей; б - многофункциональный комплекс в Амстердаме, Нидерланды, 2022 г., арх. BIG; в - павильон Великобритании в Севильи на Ехро 92, Испания, 1992 г., арх. Н. Гримшау

Рисунок 2 - Примеры фасадных решений зданий у воды:

а - музей Лувра в Париже, Франция, 1989 г., арх. Йо Минг Пей; б - многофункциональный комплекс в Амстердаме, Нидерланды, 2022 г., арх. BIG; в - павильон Великобритании в Севильи на Ехро 92, Испания, 1992 г., арх. Н. Гримшау

2.3. Транспортная и пешеходная доступность

Отсутствие доступа является одной из основных проблем регресса общественных зон вдоль береговой линии, поэтому жизнеспособность прибрежного пространства тесно связана с его доступностью. Чем больше у людей возможностей добраться до набережной, тем более успешным будет это пространство. При этом необходимо разделить пешеходные потоки и транспорт, чтобы обеспечить безопасный и удобный доступ к прибрежным территориям

Так например, в ходе подготовки к Олимпийским играм 1992 г. в Барселоне была проведена масштабная реконструкция дорожной инфраструктуры. Одной из основных задач стало перемещение скоростной магистрали вдоль моря под землю. В результате горожане и туристы получили простой и безопасный доступ от центра города до набережной, которая больше не блокируется скоростной автострадой.

2.4. Комфорт и безопасность

Данный критерий тесно связан с транспортной доступностью, легкого и безопасного доступа к набережной, а также подразумевает такие факторы формирования комфортной среды, как достаточное озеленение, освещение, видеонаблюдение, наличие малых архитектурных форм, средств обеспечения доступа маломобильных групп населения и др. 

В Российской Федерации с 2017 года реализуется приоритетный проект «Формирование комфортной среды», в рамках которого было обустроено более 1300 прибрежных пространств, соответствующих вышеперечисленным критериям.

2.5. Зрительные связи с водой

Водоемы всегда очаровывали людей, поэтому зрительные связи с открытым водным пространством важны для человека, как возможность созерцать природу. Поэтому недопустимо возведение высоких заборов вдоль набережной или плотной застройки, которые являются препятствием для визуальной проницаемости

.

2.6. Сохранение идентичности места

Здания, представляющие культурную ценность необходимо сохранить, при этом возможно добавление новых функций. Также историческую память территории выражают через размещение нового здания, которое своим образом или планировкой отражает историю места.

В качестве примера можно привести театр Opera Hous на берегу залива в Осло, Норвегия, спроектированный Snøhetta. Архитектурно-пространственная композиция здания вдохновлена знаменитыми живописными фьордами местности, где оно располагается

.

2.7. Устойчивое развитие и экология

Необходимость в восстановлении прибрежных зон от загрязняющих веществ общепризнанна. На протяжении веков происходило загрязнение данной территории в результате функционирования портов и засорения стока ливневых вод из города

Например, принципу сохранения ландшафта соответствует прибрежный парк Бруклин-Бридж в Нью-Йорке, США, спроектированный Michael Van Valkenburgh Associates. Он воссоздает местные водно-болотные угодья и соляные заросли, и предоставляя новые места обитания для местной фауны. Проект также отвечает принципу устойчивого развития. Так, ливневая вода собирается и хранится в горизонтальных заглубленных трубах, чтобы затем использоваться в системе орошения.

2.8. Реабилитация неиспользуемых прибрежных территорий

Также одна из современных глобальных тенденций в развитии набережных – преобразование заброшенных территорий бывших промышленных зон вдоль воды путем интегрирования новых функций на основе объектов индустриального наследия

.

Развитие территории, оказавшейся заброшенной в результате деиндустриализации, представляет собой экономическую выгоду. При сравнительно низкой стоимости земли бывшие промышленные зоны имеют непосредственный доступ к природному водоему, а также расположены в пределах современного центра города, что означает наличие развитой транспортной инфраструктуры. Таким образом, неиспользуемые промышленные территории представляют возможность для регенерации крупных городов

В качестве примера можно привести Лондонские доки, которые стали первой реконструкцией набережной в Европе. В течение ста лет крупнейший порт мира занимал 21 км2. Он перестал функционировать в начале 1960-х годов, когда появился новый порт в Тилбери, так Лондон Доклендс находился заброшенным более двадцати лет. С отменой регулирования банковской деятельности в 1986 году Лондон завершил превращение из торгово-портовой империи в столицу финансовых услуг Европы. Расположение Докленда в непосредственной близости с деловым центром города (Сити) и наличие легкой железной дороги создало экономическое обоснование для размещения здесь офисных и общественных пространств

.

Генеральный план, разработанный архитектурным бюро SOM, представляет решение в стиле Нео-Бозар, – сильную перпендикулярную ось от реки вдоль линии старой пристани к центральной высотной башне. Небоскреб, спроектированный архитектором С. Пелли, стал доминировать в застройке и в настоящее время является одним из самых высоких зданий Европы. Центральная ось от реки до башни, фланкированная рядами зданий, является протяженным общественным пространством, спроектированным по образцу традиционной Лондонской площади (Рис.3)

.

Реконструкция Лондон Доклэндс: а - район Доклэндс в Лондоне до реконструкции; б - район Доклэндс в Лондоне после реконструкции

Рисунок 3 - Реконструкция Лондон Доклэндс:

а - район Доклэндс в Лондоне до реконструкции; б - район Доклэндс в Лондоне после реконструкции

В отечественной практике яркими примерами реконструированных прибрежных территорий являются завод «Кинап» в Самаре, «Новая Голландия» и «Севкабель-Порт» в Санкт-Петербурге, «ГЭС-2» в Москве.

3. Заключение

В настоящее время во всем мире набережные считаются наиболее ценными территориями и представляют собой одно из главных общественных пространств города. Они служат рекреационной зоной для отдыха жителей, зачастую становятся городской достопримечательностью, формируя имидж города и привлекая туристов, что доказывает их экономическую эффективность. 

Подобные комплексы могут создать основу для инновационного развития исторических городов, поскольку прибрежные зоны представляют собой резерв незастроенной территории, которая при этом находится в центральной части города. Более того, развитие набережных и строительство на них общественно-значимых сооружений не имеет негативного влияния на сохранение исторического наследия города, и вместе с этим позволяет интегрировать новые функции в существующую архитектурно-градостроительную среду.

Таким образом, архитектурно-планировочное преобразование набережных влияет не только на физическое окружение, но и на улучшение жизни городских жителей, а также на экономику региона. Реализация проектов, в которых будут учитываться ключевые принципы организации прибрежных зон, помогут возродить набережную как основное общественное пространство для отдыха горожан и туристов.

Article metrics

Views:36
Downloads:1
Views
Total:
Views:36