Analysis of existing practices of forming modern university campuses in Russia
Analysis of existing practices of forming modern university campuses in Russia
Abstract
The article examines the practice of forming university campuses in Russia. It analyses the existing practices in two aspects: organizational model and resource model. The organizational model involves three directions: monocampus, forming on the base of one university; polycampus, forming of the different universities; and campus of the mixed type, which is formed by way of cooperation of academic universities, scientific and educational centres, as well as business structure. The second model – resource-based, formed on the basis of the use of territorial resources, means three approaches: campuses formed at the expense of their own territories; campuses formed at the expense of free unallocated territories or those in state or municipal ownership; and campuses formed at the expense of renovation of the owners' territories. The author concludes that each city and university separately has unique features and approaches to creating a comfortable student environment, which depends on historical, geographical, as well as economic conditions.
1. Введение
В современной мировой и отечественной практике университеты все чаще выступают в роли центров развития, аккумулируя человеческий капитал, финансовые ресурсы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, и наиболее квалифицированные кадры. Многие современные университеты мира предлагают студентам и научным сотрудникам не только образовательные программы, но и уникальную атмосферу, создаваемую на территории кампуса. В настоящее время университетские кампусы становятся индикатором социально-экономического прогресса, поскольку университеты начинают играть ключевую роль в стимулировании экономического роста в городах, где расположены их кампусы . Так, начиная с 2021 года, в России реализуется проект по формированию 25 современных университетских кампусов, что является важным аспектом в развитии образования и инфраструктуры высших учебных заведений. В 2021 году было отобрано 8 заявок – Калининград, Москва, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Томск и Новосибирск; в 2022 году в число городов-участников вошли ещё 9 проектов – Архангельск, Великий Новгород, Иваново, Пермь, Самара, Тюмень, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Федеральная территория «Сириус» (Краснодарский край) .
Для начала стоит обратиться к понятию «кампус», в настоящее время существует множество определений этого понятия, так в переводе с латинского campus – «поле, открытое пространство» , а согласно Стандарту инновационной образовательной среды (кампусов) от 28 февраля 2024 г., кампус – это совокупность функционально связанных объектов недвижимого и движимого имущества, технологически связанного с таким недвижимым имуществом и предназначенного для его эксплуатации, объединённых единым назначением по комплексному обеспечению образовательной, инновационной, научной, научно-технической деятельности, предназначенных, в том числе, для проживания и (или) размещения, медицинского обеспечения, отдыха и туризма, занятий физической культурой и спортом, организации питания, культурной деятельности, удовлетворения иных потребностей обучающихся, педагогических, научных и других работников образовательных организаций и (или) научных организаций .
2. Методы и принципы исследования
Исследование построено на основе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов в области формирования архитектуры высших учебных заведений. О современных особенностях архитектурно-планировочной и функциональной организации университетских комплексов говорится в работах С.И. Санок , М.В. Пучкова , Е.С. Палей , А.В. Попова , В.Р. Шумик, И.Е. Тюрюхановой и Н.А. Васильевой и др. Типологические вопросы, связанные с классификацией университетов в зависимости от их пространственной организации и размещения в планировочной структуре города, рассматривались в публикациях А.А. Высоковского, Евсягиной А. , А.А. Старикова , М.Г. Зобовой , Г.И. Кулешовой , А. Хейер и Ф.К. Магданиэль .
3. Обсуждение
В России существуют различные практики создания университетских кампусов. Каждый город, а также вуз имеют свои уникальные особенности и подходы к созданию комфортной среды для студентов и преподавателей. Анализ существующих практик в этой области позволяет выявить успешные модели, проблемные аспекты и потенциал для улучшения.
В рамках данной статьи анализ существующих практик формирования университетских кампусов в России предлагается проводить по двум аспектам (рис. 1):
1) организационная модель формирования университетских кампусов;
2) ресурсная модель формирования университетских кампусов.
Рисунок 1 - Модели формирования современных университетских кампусов
С точки зрения использования территориальных ресурсов существует несколько подходов к формированию университетских кампусов. Здесь можно выделить кампусы, формирующиеся за счёт собственных территорий; кампусы, формирующиеся за счёт свободных нераспределённых территорий или находящихся в государственной или муниципальной собственности; и кампусы, формирующиеся за счёт реновации территорий собственников.
4. Основные результаты
Анализ с точки зрения организации формирования современных кампусов показал, что одной из основных практик в России является создание комплекса зданий и сооружений, объединенных на территории одного учебного заведения. К монокампусам можно отнести кампус Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, строящегося в Калининграде (рис. 2), или кампус Государственного университета им. Ярослава Мудрого в Великом Новгороде (рис. 3).
Рисунок 2 - Проектное решение кампуса Балтийского федерального университета имени И. Канта, г. Калининград
Рисунок 3 - Проектное решение кампуса Государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород
Рисунок 4 - Проектное решение кампуса Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, г. Москва
Рисунок 5 - Проектное решение IT-кампуса «Неймарк», г. Нижний Новгород
Интересным примером является город Томск, который на данный момент единственный город в России, в Уставе которого научно-образовательный комплекс закреплён в качестве градообразующего предприятия, а с 2015 года Томск получил право называться студенческой столицей России и официально зарегистрировал соответствующий товарный знак в госреестре . В 2019 году в Томске было принято решение о реализации концепции формирования на территории города «Большого университета», которая предполагает объединение на одной территории всех высших учебных заведений города, при этом сохранив юридическую самостоятельность, проект направлен на развитие Томска как города-университета . Таким образом, томский научно-образовательный комплекс относится к новой форме территориально-пространственной организации кампуса в виде распределенного единого «Большого университета» (рис. 6).
Рисунок 6 - Проектное решение межвузовского кампуса, г. Томск
Рисунок 7 - Проектное решение международного межвузовского кампуса, г. Самара
В некоторых случаях университеты России создают свои собственные территории, которые могут не быть непосредственно связаны с городом. Примерами кампусов, формирующихся за счёт свободных нераспределённых территорий, выступают кампус в Томске, который расположится возле Особой экономической зоны «Томск» . Также к данной категории можно отнести кампус в Великом Новгороде, который будет расположен в пешей доступности от исторического центра города, на Большой Санкт-Петербургской улице, что позволит студентам и сотрудникам быть в сердце городской жизни и принимать в ней активное участие . В Перми (рис. 8) под строительство кампуса выделен земельный участок на правом берегу р. Камы, предполагается, что территория вокруг кампуса будет развиваться, возникнут новые микрорайоны . Кампус в Самаре будет построен на уникальной рекреационной территории – в северной части города, при этом предусмотрено комплексное развитие всей территории .
Рисунок 8 - Проектное решение межвузовского кампуса, г. Пермь
Рисунок 9 - Проектное решение межвузовского кампуса, г. Иваново
5. Заключение
Таким образом, кампус может быть как академическое пространство вузов, так и инновационная инфраструктурная единица в контексте города, региона или страны в целом, а также место взаимодействия различных социальных слоев населения. Проведённый анализ существующих практик формирования университетских кампусов в России позволяет сделать следующий вывод: каждый город и вуз в отдельности имеет уникальные особенности и подходы к созданию комфортной студенческой среды, что зависит от исторических, географических, а также экономических условий. Важно отметить, что формирование университетского кампуса – это не только освоение новых территорий и строительство новых зданий или реконструкция существующих, это социальная и культурная задача, направленная на создание уникальной среды и атмосферы для привлечения студентов, для сохранения человеческого капитала, для увеличения потенциала научно-образовательной деятельности, а также для роста экономических показателей региона.