Analysis of combined arch roofs using the static calculation method
Analysis of combined arch roofs using the static calculation method
Abstract
The article presents a numerical study of combined arch constructions formed from steel and reinforced concrete segments with different percentage ratios. The aim of the work is to analyse the redistribution of internal forces, deformations and the nature of the arch construction when changing the proportion of steel and reinforced concrete in the arch. The study was carried out in the LIRA-CAD software package using the finite element method with a flat design scheme. Eleven variants of the arch structure with steel content ranging from 100% to 0% in 10% increments were examined. Loads in accordance with regulatory requirements were included in the calculation. Changes in longitudinal forces, bending moments, transverse forces, displacements at the ridge, as well as the required armouring area of reinforced concrete segments were evaluated. The obtained data allow to trace the patterns of influence of the ratio of steel and reinforced concrete parts on the stress-strain state of the arch construction.
1. Введение
Арочные сооружения находят широкое применение в строительстве зданий и сооружений различного назначения — от спортивных комплексов, ангаров, транспортных терминалов, промышленных объектов до внушительных архитектурных форм. Популярность таких конструкций объясняется их способностью перекрывать значительные пролеты до 100 и более метров без промежуточных опор обеспечивая гибкость внутреннего пространства и снижение общей материалоёмкости .
Надежность арочных конструкций в условиях эксплуатации играет ключевую роль, поскольку их разрушение может привести к необратимым последствиям. В проектных решениях необходимо уделять большое внимание обеспечению прочности, устойчивости и долговечности сооружений, особенно в районах с повышенной снеговой или ветровой нагрузкой.
Большепролетные арочные покрытия, несмотря на их эффективность, имеют ряд инженерных проблем. Одной из ключевых проблем является высокая чувствительность конструкции к проектным ошибкам. Согласно исследованиям , , до 50% аварий арочных сооружений происходят по причине инженерных просчетов, что подтверждают инциденты на объектах Hartfort Coliseum (1978 год), Metrodome (1983 год) и велотреке в Милане (1985 год).
Выбор материала для арочного покрытия существенно влияет на прочность, стоимость, сроки монтажа и долговечность сооружения. Наиболее распространены конструкции из стали, железобетона, клееной древесины и композитов. Стальные арки обеспечивают высокую прочность и удобство монтажа, однако требуют антикоррозионной защиты . Применение двухпоясных арок с профилированными листами и предварительным напряжением позволяет повысить жёсткость и снизить расход стали . Железобетон обладает огнестойкостью и долговечностью, но требует тяжёлой техники при монтаже сооружений . Клееная древесина отличается малым весом и используется в общественных зданиях за счёт выразительности и экологичности . Композитные материалы с высокой удельной прочностью пока ограниченно внедряются в крупные проекты .
Комбинированные арочные конструкции находят широкое применение при создании большепролетных покрытий за счёт сочетания материалов с дополняющими характеристиками. Помимо традиционного сочетания стали и железобетона, например, в трубобетонных арках CFST , активно применяются и другие схемы.
В комбинированных арках сопряжение стали и бетона сопровождается концентрацией напряжений, вызванной разностью модулей упругости и температурного расширения .
Для создания надежных арочных сооружений важна конструкция узловых соединений. Отсутствие жесткости приводит к неравномерному распределению усилий снижая общую устойчивость конструкции.
Особенно чувствительны к распределению усилий бетонные элементы, в которых при недостаточной анкеровке или наличии изгибающих моментов могут возникать трещины . Металлические компоненты узлов подвержены усталостному разрушению при действии повторяющихся или динамических нагрузок, особенно если имеется эксцентриситет или несоосность в местах крепления. Это делает критически важным точный расчёт и конструктивное решение таких соединений.
При проектировании устойчивых комбинированных арочных сооружений весьма важен точный расчет и обоснование конструктивного решения.
Цель работы: Анализ перераспределения внутренних усилий и деформаций арочной конструкции при изменении доли стали и железобетона в составе арки методом статического расчета.
2. Методы и принципы исследования
Объектом исследования послужила комбинированная арочная конструкция с чередующимися сегментами из стали и железобетона, предназначена для покрытий общественных и производственных зданий, одновременно обеспечивающая высокую несущую способность, устойчивость и простую технологию монтажа объекта.
Исследовано одиннадцать вариантов компоновки комбинированной арочной конструкции (таблица 1), различающихся по количественному соотношению сегментов из железобетона в нижней части и стали в верхней части. Сечение арки сквозное, решетчатое с высотой сечение до 660мм в свету между поясами. Для железобетона использовался бетон класса B30, армированный арматурой класса A500. В металлических сегментах конструкции использовалась прокатная сталь C345. Расчётная длина арки фиксирована 18м, высота в коньке 10.5 м. Данные размеры выбраны как базовый фрагмент, прототип, арочной системы и мы предполагаем, что поведение таких конструкций при разном соотношении материалов будет справедливо и для других значений пролетов. Соотношение между материалами определялось как процентное отношение длины параболы участка из железобетона к общей длине арочной конструкции по параболе.
Для расчетной схемы арочной конструкции был принят одношарнирный вариант с шарниром в коньке (замке), в опорах и в местах сопряжения железобетонной и металлических частей вариант закрепления жесткий. Такой тип соединения считается одним из классических и позволяет более точно учитывать перераспределение усилий между сегментами из разных материалов. Шарнир в вершине арки устраняет момент в коньке, что особенно важно при работе с разнородными материалами, имеющими различные модули упругости и температурные характеристики. Выбор обоснован также конструктивными и технологическими преимуществами: упрощается монтаж, снижается чувствительность к температурным деформациям и уменьшается вероятность трещинообразования в бетонных участках.
Таблица 1 - Варианты комбинированных арочных конструкций
Модель всех вариантов арочной конструкции рассчитывается с учётом одинаковых климатических условий и нагрузок. Сравнение вариантов проводится по значениям прогибов, внутренних усилий и результатов предельных состояний
.В ЛИРА-САПР предварительное назначение жёсткостей заключается в формальном присвоении каждому конечному элементу эквивалентных значений модуля упругости и моментов инерции, отражающих реальные свойства материалов и геометрию сечения. Для бетонных стержней задаётся эффективный модуль упругости. В итоге «назначение жёсткостей» в ЛИРА-САПР — это базовый этап, без которого дальнейшие расчёты (вычисление внутренних усилий, перемещений и подбор армирования) не дадут достоверных результатов. Именно эти параметры определяют, как модель поведёт себя под нагрузкой, насколько гибкой или жёсткой окажется арка, и в каком режиме будут работать стальные и железобетонные элементы.
Назначенные жесткости для расчетной модели приведены на рисунке 2, где обозначены под номерами:
1 – профиль замкнутый сварной гнутый квадратный по ГОСТ 30245-94, сечением 50мм x 4мм;
2 – профиль замкнутый сварной гнутый квадратный по ГОСТ 30245-94, сечением 80мм x 4мм;
4 – железобетонный элемент, двутавр, сечением 8см х 75см;
5 – железобетонный элемент, двутавр, сечением 8см х 90см, изображен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Жесткость 5 «двутавр 8 х 90 см»

Рисунок 2 - Назначенные жесткости арочной конструкции:
1 – профиль замкнутый сварной гнутый квадратный по ГОСТ 30245-94, сечением 50мм x 4мм; 2 – профиль замкнутый сварной гнутый квадратный по ГОСТ 30245-94, сечением 80мм x 4мм; 4 – железобетонный элемент, двутавр, сечением 8см х 75см; 5 – железобетонный элемент, двутавр, сечением 8см х 90см
Климатические условия района строительства:
- снеговой район — III (нормативная нагрузка 150 кг/м2); в данной конфигурации арочной конструкции снеговая нагрузка в расчётах не учтена по причине большого угла уклона покрытия конструкции, предполагается что при таком скате снег не будет задерживаться на покрытии.
- ветровой район — IV (нормативная нагрузка 38 кг/м2);
Постоянные:
- собственный вес несущих конструкций задан с использованием средств программного комплекса в соответствии с назначенными жесткостями и учетом коэффициента надежности по нагрузке, γf=1.1,
- вес от покрытия, нормативная нагрузка — 24,5 кг/м2 при ɤf (коэффициент надежности по нагрузке) = 1,2, расчетная нагрузка равна 29,4 кг/м2
Кратковременные:
- климатическая (учтена только, ветровая). нормативная нагрузка — 38 кг/м2 при ɤf = 1,4, расчетная нагрузка равна 53,2 кг/м2

Рисунок 3 - Схема приложенных нагрузок
Виды усилий, возникающие отдельно в железобетонных и металлических частях конструкции: продольная сила N (сжимающая и растягивающая), изгибающие моменты My в одной плоскости, поперечные силы Qz, усилия в опоре по Rz, Rx и Ruy, перемещения в коньке в осях Z и X;
Для обеспечения армирования железобетонных частей в комбинированной арочной конструкции использовались встроенные в ЛИРА-САПР модули подбора арматуры.
Таким образом, модуль учитывает все компоненты напряжённого состояния для проверки несущей способности сечений по предельным состояниям .
На рисунках 4 приведены визуализации ключевых промежуточных вариантов одношарнирной комбинированной арочной конструкции при изменении процентного содержания стальной части сечения от 0% до 100%. Далее выполнен поэлементный анализ изменений каждого параметра при варьировании доли стали, что позволяет проследить закономерности перераспределения усилий, оценить влияние распределение разнородных частей на несущую способность и деформативность конструкции, а также выявить оптимальные диапазоны сочетаний материалов.

Рисунок 4 - Визуализация распределения материалов
3. Основные результаты
Продольная сила N (Рисунок 5) - анализ продольных усилий показал тенденцию перераспределения нагрузок между стальной и железобетонной составляющими при изменении процентного содержания стали. В стальной части максимальная растягивающая сила наблюдается при варианте 100% стали (N+ = 8,91 т), после чего она постепенно снижается и практически исчезает при переходе к железобетонному варианту 0% стали. Аналогично сжимающая сила достигает 7,64 т при 100% стали, но быстро уменьшается при увеличении доли железобетона. В железобетоне, напротив, растягивающие усилия возрастают от 0,52 т при 90% стали до 1,16 т при 40% стали, после чего стабилизируются, а сжимающие усилия достигают максимума при варианте 0% стали (N- = 8,20 т). Таким образом, при увеличении доли железобетона его элементы берут на себя всё большую часть продольных сил, что закономерно повышает требования к армированию и подтверждает эффективность комбинированных схем .

Рисунок 5 - График зависимостей продольной силы N от соотношения частей конструкции

Рисунок 6 - График зависимостей изгибающего момента My от соотношения частей конструкции

Рисунок 7 - График зависимостей перемещений в коньке от соотношения частей конструкции

Рисунок 8 - График зависимостей коэффициента использования сечения по 1ПС, 2, ПС, МУ
4. Заключение
Проведенные исследования показали, что при увеличении доли железобетона арка становится более устойчивой, происходит постепенное перераспределение восприятия усилий от стальных элементов к железобетонным — уменьшаются горизонтальные перемещения в коньке, возрастает запас по коэффициенту использования конструкции в целом. Стальная часть конструкции на начальных вариантах берет на себя значительную часть растягивающих усилий, в то время как добавление железобетона приводит к росту общей надежности комбинированной арочной конструкции.
Также анализ показал, что все варианты комбинированных арок обладают устойчивыми характеристиками и демонстрируют закономерное перераспределение усилий между стальной и железобетонной частью. Несмотря на различия в величинах продольных сил, моментов, поперечных сил, реакций, перемещений и площади армирования, изменения носят плавный характер и остаются в пределах, обеспечивающих надёжную работу конструкции. Это позволяет сделать общий вывод: комбинированные арки в целом являются эффективным решением и могут успешно применяться в практике проектирования. При этом выбор конкретного соотношения стали и железобетона следует осуществлять исходя из функционального назначения будущего здания — для промышленных объектов может быть оправдана большая доля стали, для общественных и долговечных сооружений — усиление железобетонной составляющей. Такой подход делает комбинированные арочные системы универсальным инструментом для решения разнообразных инженерных задач.
