ORGANIZATIONAL SPECIFICS OF YOUTH LEISURE FACILITIES
ORGANIZATIONAL SPECIFICS OF YOUTH LEISURE FACILITIES
Abstract
The article examines the specifics of leisure and leisure spaces of youth. The main needs of youth are identified, on the basis of which eight basic functions are formed: educational; cultural and creative; sports; recreational and entertainment; social support; semi-leisure or working; organizational zone; zone of leisure interests. The characteristics of youth by age groups are also considered: adolescents (14–17 years old), youth (18–24 years old) and young adults (25–35 years old). Aspects peculiar to each group that may influence design are identified, and specialized institutions are highlighted. Examples of mixed-age leisure facilities of interest to young people are also presented.
1. Введение
Молодежь как отдельная социальная группа была выделена в начале XX века . Приблизительно в это же время возникают первые молодежные учреждения, изначально как части других досуговых учреждений: рабочих клубов, домов культуры, позже как независимые учреждения – дома молодежи, молодежные клубы . Со временем идея молодежного досугового пространства трансформировалась, от «второго дома» и продолжения городского пространства до современных многофункциональных досуговых комплексов.
В текущей момент можно говорить о необходимости нового осмысления досуга как возможности удовлетворения целого ряда социальных потребностей человека. Именно потребности формируют деятельность, а деятельность функциональный процесс, из которого вытекает функция и архитектурная среда . Можно вывести следующую последовательность: потребность-деятельность-функция-архитектурная среда.
Помимо этого стоит отметить неоднородность группы молодежь, которая охватывает людей в возрасте от 14 до 35 лет. В нее входят и школьники, и студенты, и работающие. Каждая группа имеет свои особенности и потребности, которые сказываются на архитектуре.
2. Основная часть
Анализ социальных исследований позволяет выделить основные потребности молодежи и определить соответствующую им деятельность: самообразование – образовательно-просветительская; духовное развитие – культурно-творческая; телесное развитие – физкультурно-оздоровительная; развлечение – любительские интересы, развлекательная; отдых – рекреация; коммуникация – общение; социальная интеграция – социальная поддержка и помощь; улучшение материального благосостояния – полудосуговая; гражданское самовыражение – гражданская и политическая активность , .
Некоторые из видов деятельности имеют схожую функциональную среду, что позволяет объединить их в единую функцию, другие требуют дополнительного разделения. Таким образом, указанные виды деятельности позволяют сформировать восемь базовых функций: образовательная; культурно-творческая; спортивная; рекреационно-развлекательная; социальной поддержки; полудосуговая или рабочая; организационная; любительских интересов.
Каждая из выделенных функциональных зон может выступать как приоритетная в рамках учреждения или как дополнительная. В целом на современном этапе молодежные учреждения в большей степени стремятся к многофункциональности и гибкости пространства, что позволяет включать в себя сразу несколько перечисленных функций. Например, центр Гэри Комера (Чикаго, США, 2006 г.), включает в себя культурно-творческую образовательную и спортивную функции, за счет преобразования основного зала в зависимости от текущей задачи: актовый зал, спортзал, лекторий.
Рисунок 1 - Примеры учреждений с различной приоритетной базовой функцией
В зависимости от вида учреждения планировочным ядром комплекса часто являются наиболее крупные помещения базовых функций, культурно-творческая – зрительный зал, образовательная – лекторий, спортивная – спортзал, полудосуговая – офис открытого типа, вокруг которого формируется коммуникационный каркас и остальные помещения. Независимо от приоритетной базовой функции учреждения, важную роль играет рекреационно-развлекательная функция, элемент которой также может являться планированным ядром (комнаты отдыха, залы общепита) или формироваться вдоль коммуникационного каркаса.
Помимо функционального процесса на организацию учреждения влияют особенности группы молодежи. Наиболее распространенным является разделение молодежи на подростков (14-17 лет), собственно молодежь (18-24 лет) и молодых взрослых (25-35 лет) . Каждая из перечисленных групп имеет ряд своих особенностей, что влияет на формирование особых пространств для каждой группы.
Первая рассматриваемая группа – подростки. Важными особенностями являются основной вид деятельности – учеба, социальная и экономическая зависимость, большее количество свободного времени . Для этой группы более характерны, в сравнении с другими группами молодежи, организованные виды досуговой деятельности, предполагающие взаимодействия с наставником – кружки, секции, классы дополнительного образования. Однако для самих подростков актуальны и рекреационные, и развлекательные виды деятельности. Специализированными пространствами для этой группы можно назвать подростковые центры, дома творчества детей и молодежи. Также именно для этой группы более характерна социальная защита, что позволяет формировать специализированные социальные центры. Например, Центр социального обеспечения для детей и подростков в Париже (Франция, 2013 г.)
Для собственно молодежи важным разделением является на учащуюся и работающую. В первом случае, это студенты, которые представляют особую субкультуру. Именно студенты обладают специальным местом основной деятельности – ВУЗ, а также для них более характерны активные виды досуга. К специализированным досуговым пространствам можно отнести студенческие центры . Отдельно стоит выделить общественное пространство университета, которое также можно рассматривать как многофункциональное досуговое пространство .
Оценка специализированных пространств для работающей собственно молодежи несколько сложнее, так как изменяется место приложение труда, уменьшается количество времени на досуг. С другой стороны для нее также все еще актуальна необходимость социальной интеграции в общество и поиск жизненных приоритетов, что во многом реализуется за счет досуговой деятельности. В связи с этим для этой подгруппы специализированными пространствами можно рассмотреть и предназначенные для собственно молодежи, и для молодых взрослых.
Досуг молодых взрослых более схож со старшими возрастными группами, в связи с исчезновением особых мест приложения труда и окончанием интеграции в общество. Для нее более характерна направленность на рекреационные виды деятельности и «одомашнивание» досуга . Однако отличительной чертой от других возрастных групп можно назвать все еще более активный поиск жизненного пути, большая мобильность, активность. Также стоит отметить современные особенности стирания границ между досугом и работой. В связи с этим специализированным можно назвать пространство, направленное на полудосуговую деятельность. Из существующей архитектуры примером такого пространства являются коворкинги, занимающие промежуточную позицию между досуговым и рабочим пространством .
Рисунок 2 - Взаимосвязь возрастных групп и существующих молодежных учреждений
Также стоит учитывать существование разнонаправленных досуговых центров, привлекательных для молодежи. К ним можно отнести креативные кластеры, арт-центры, арт-резиденции, культурные центры и т.п.
3. Заключение
Молодежь как социальная группа весьма неоднородна, что сказывается на особенностях организации пространства. Она требует специализированных пространств для осуществления досуговой деятельности. Эти пространства могут быть направлены на всю молодежь или иметь свои особенности в зависимости от возрастной подгруппы. Помимо возрастной направленности стоит также отметить необходимость учета различных потребностей, на основе которых должна формироваться функциональная насыщенность учреждения. Учет перечисленных особенностей является основой для организации молодежных досуговых учреждений.