Анализ существующих практик формирования современных университетских кампусов в России

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/mca.2024.52.1
Выпуск: № 9 (52), 2024
Предложена:
11.07.2024
Принята:
29.08.2024
Опубликована:
20.09.2024
213
5
XML
PDF

Аннотация

В статье рассматривается практика формирования университетских кампусов в России. Проведён анализ существующих практик по двум аспектам: организационная модель и ресурсная модель. Организационная модель предполагает выделение трёх направлений: монокампус, формирующийся на базе одного университета; поликампус, формирующийся из различных университетов; и кампус смешанного типа, который формируется путём кооперации академических университетов, научно-образовательных центров, а также бизнес-структур. Вторая модель – ресурсная, сложившаяся исходя из использования территориальных ресурсов, подразумевает три подхода: кампусы, формирующиеся за счёт собственных территорий; кампусы, формирующиеся за счёт свободных нераспределённых территорий или находящихся в государственной или муниципальной собственности; и кампусы, формирующиеся за счёт реновации территорий собственников. Автором делается вывод, что каждый город и вуз в отдельности имеет уникальные особенности и подходы к созданию комфортной студенческой среды, что зависит от исторических, географических, а также экономических условий.

1. Введение

В современной мировой и отечественной практике университеты все чаще выступают в роли центров развития, аккумулируя человеческий капитал, финансовые ресурсы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, и наиболее квалифицированные кадры. Многие современные университеты мира предлагают студентам и научным сотрудникам не только образовательные программы, но и уникальную атмосферу, создаваемую на территории кампуса. В настоящее время университетские кампусы становятся индикатором социально-экономического прогресса, поскольку университеты начинают играть ключевую роль в стимулировании экономического роста в городах, где расположены их кампусы

. Так, начиная с 2021 года, в России реализуется проект по формированию 25 современных университетских кампусов, что является важным аспектом в развитии образования и инфраструктуры высших учебных заведений. В 2021 году было отобрано 8 заявок – Калининград, Москва, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Томск и Новосибирск; в 2022 году в число городов-участников вошли ещё 9 проектов – Архангельск, Великий Новгород, Иваново, Пермь, Самара, Тюмень, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Федеральная территория «Сириус» (Краснодарский край)
.

Для начала стоит обратиться к понятию «кампус», в настоящее время существует множество определений этого понятия, так в переводе с латинского campus – «поле, открытое пространство»

, а согласно Стандарту инновационной образовательной среды (кампусов) от 28 февраля 2024 г., кампус – это совокупность функционально связанных объектов недвижимого и движимого имущества, технологически связанного с таким недвижимым имуществом и предназначенного для его эксплуатации, объединённых единым назначением по комплексному обеспечению образовательной, инновационной, научной, научно-технической деятельности, предназначенных, в том числе, для проживания и (или) размещения, медицинского обеспечения, отдыха и туризма, занятий физической культурой и спортом, организации питания, культурной деятельности, удовлетворения иных потребностей обучающихся, педагогических, научных и других работников образовательных организаций и (или) научных организаций
.

2. Методы и принципы исследования

Исследование построено на основе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов в области формирования архитектуры высших учебных заведений. О современных особенностях архитектурно-планировочной и функциональной организации университетских комплексов говорится в работах С.И. Санок

, М.В. Пучкова
, Е.С. Палей
, А.В. Попова
, В.Р. Шумик, И.Е. Тюрюхановой и Н.А. Васильевой
и др. Типологические вопросы, связанные с классификацией университетов в зависимости от их пространственной организации и размещения в планировочной структуре города, рассматривались в публикациях А.А. Высоковского, Евсягиной А.
, А.А. Старикова
, М.Г. Зобовой
, Г.И. Кулешовой
, А. Хейер и Ф.К. Магданиэль
.

3. Обсуждение

В России существуют различные практики создания университетских кампусов. Каждый город, а также вуз имеют свои уникальные особенности и подходы к созданию комфортной среды для студентов и преподавателей. Анализ существующих практик в этой области позволяет выявить успешные модели, проблемные аспекты и потенциал для улучшения.

В рамках данной статьи анализ существующих практик формирования университетских кампусов в России предлагается проводить по двум аспектам (рис. 1):

1) организационная модель формирования университетских кампусов;

2) ресурсная модель формирования университетских кампусов.

Модели формирования современных университетских кампусов

Рисунок 1 - Модели формирования современных университетских кампусов

Предлагается выделить следующие направления организационной модели: монокампусы, формирующиеся на базе одного университета; поликампусы, формирующиеся из различных университетов, имеющихся в городе; и кампусы смешанного типа, которые формируются путём кооперации академических университетов, научно-образовательных центров, а также бизнес-структур.

С точки зрения использования территориальных ресурсов существует несколько подходов к формированию университетских кампусов. Здесь можно выделить кампусы, формирующиеся за счёт собственных территорий; кампусы, формирующиеся за счёт свободных нераспределённых территорий или находящихся в государственной или муниципальной собственности; и кампусы, формирующиеся за счёт реновации территорий собственников.

4. Основные результаты

Анализ с точки зрения организации формирования современных кампусов показал, что одной из основных практик в России является создание комплекса зданий и сооружений, объединенных на территории одного учебного заведения. К монокампусам можно отнести кампус Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, строящегося в Калининграде (рис. 2), или кампус Государственного университета им. Ярослава Мудрого в Великом Новгороде (рис. 3).

Проектное решение кампуса Балтийского федерального университета имени И. Канта, г. Калининград

Рисунок 2 - Проектное решение кампуса Балтийского федерального университета имени И. Канта, г. Калининград

Проектное решение кампуса Государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород

Рисунок 3 - Проектное решение кампуса Государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород

Также представителем монокампуса является Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана в Москве (рис. 4). Все перечисленные кампусы строятся на базе одного университета. Такая практика имеет свои преимущества, так как позволяет университету создать единую образовательную среду, обеспечивая студентам доступ к разнообразным ресурсам и возможностям на разных территориях. Кроме того, это способствует укреплению бренда университета и созданию единого сообщества студентов и преподавателей.
Проектное решение кампуса Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, г. Москва

Рисунок 4 - Проектное решение кампуса Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, г. Москва

К поликампусам относятся кампусы в Иваново, Нижнем Новгороде (рис. 5), Перми, Томске и др. В рамках единого университетского кампуса студенты могут пользоваться различными учебными и научными ресурсами, участвовать в совместных проектах и исследовательских разработках.
Проектное решение IT-кампуса «Неймарк», г. Нижний Новгород

Рисунок 5 - Проектное решение IT-кампуса «Неймарк», г. Нижний Новгород

Интересным примером является город Томск, который на данный момент единственный город в России, в Уставе которого научно-образовательный комплекс закреплён в качестве градообразующего предприятия, а с 2015 года Томск получил право называться студенческой столицей России и официально зарегистрировал соответствующий товарный знак в госреестре

. В 2019 году в Томске было принято решение о реализации концепции формирования на территории города «Большого университета», которая предполагает объединение на одной территории всех высших учебных заведений города, при этом сохранив юридическую самостоятельность, проект направлен на развитие Томска как города-университета
. Таким образом, томский научно-образовательный комплекс относится к новой форме территориально-пространственной организации кампуса в виде распределенного единого «Большого университета» (рис. 6). 

Проектное решение межвузовского кампуса, г. Томск

Рисунок 6 - Проектное решение межвузовского кампуса, г. Томск

Ярким примером кампуса смешанного типа может выступить город Самара (рис. 7), в котором идёт строительство Международного межвузовского кампуса. В состав участников входят крупнейшие университеты (7 шт.) региона и научно-образовательный центр «Инженерия будущего», а также центр подготовки кадров для цифровой экономики «Школа 21» — проект Сбера, и центр «Сириус» — проект образовательного Фонда «Талант и успех»
.
Проектное решение международного межвузовского кампуса, г. Самара

Рисунок 7 - Проектное решение международного межвузовского кампуса, г. Самара

Анализ подходов к развитию университетской инфраструктуры с точки зрения ресурсных моделей показал, что к кампусам, формирующимся за счёт собственных территорий, относятся кампус Балтийского федерального университета им. И. Канта, который расположится на закрепленном за университетом земельном участке в Калининграде на ул. Александра Невского
. Кампус в Нижнем Новгороде будет сформирован за счёт имеющихся территорий Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
. Существует и такая практика как использование уже существующей инфраструктуры на территории вуза, так и строительство новых объектов. Например, кампус Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана предполагает развитие существующей территории, а также новое строительство и реконструкция в пределах территории университета
.

В некоторых случаях университеты России создают свои собственные территории, которые могут не быть непосредственно связаны с городом. Примерами кампусов, формирующихся за счёт свободных нераспределённых территорий, выступают кампус в Томске, который расположится возле Особой экономической зоны «Томск»

. Также к данной категории можно отнести кампус в Великом Новгороде, который будет расположен в пешей доступности от исторического центра города, на Большой Санкт-Петербургской улице, что позволит студентам и сотрудникам быть в сердце городской жизни и принимать в ней активное участие
. В Перми (рис. 8) под строительство кампуса выделен земельный участок на правом берегу р. Камы, предполагается, что территория вокруг кампуса будет развиваться, возникнут новые микрорайоны
. Кампус в Самаре будет построен на уникальной рекреационной территории – в северной части города, при этом предусмотрено комплексное развитие всей территории
.

Проектное решение межвузовского кампуса, г. Пермь

Рисунок 8 - Проектное решение межвузовского кампуса, г. Пермь

Также существует пример кампуса, формирующего за счёт реновации территорий собственников. В Иваново межвузовский кампус (рис. 9) планируется построить на территории Большой Ивановской мануфактуры, расположенной в центре города, будет проведена её реконструкция
.
Проектное решение межвузовского кампуса, г. Иваново

Рисунок 9 - Проектное решение межвузовского кампуса, г. Иваново

5. Заключение

Таким образом, кампус может быть как академическое пространство вузов, так и инновационная инфраструктурная единица в контексте города, региона или страны в целом, а также место взаимодействия различных социальных слоев населения. Проведённый анализ существующих практик формирования университетских кампусов в России позволяет сделать следующий вывод: каждый город и вуз в отдельности имеет уникальные особенности и подходы к созданию комфортной студенческой среды, что зависит от исторических, географических, а также экономических условий. Важно отметить, что формирование университетского кампуса – это не только освоение новых территорий и строительство новых зданий или реконструкция существующих, это социальная и культурная задача, направленная на создание уникальной среды и атмосферы для привлечения студентов, для сохранения человеческого капитала, для увеличения потенциала научно-образовательной деятельности, а также для роста экономических показателей региона.

Метрика статьи

Просмотров:213
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:213