ARCHITECTURAL DESIGN OF AUDITORIUMS BASED ON ACOUSTIC PERFORMANCE
ARCHITECTURAL DESIGN OF AUDITORIUMS BASED ON ACOUSTIC PERFORMANCE
Abstract
An approach to the architectural design of auditoriums is discussed. It is proposed to use Acoustic Performance-Based Design (APBD) architectural design based on acoustic performance. Acoustic performance is evaluated by a set of perceptual parameters of the sound field of the auditorium (visual space). The process of sound perception is represented as a system of domains: physical, sensory-perceptual and cognitive-affective. The specificity of the approach is that the affective values of the perceptual parameters of the sound field of the audience are controlled starting from the stage of the auditorium concept. Architectural design of auditoriums based on acoustic performance can be regarded as a new paradigm to avoid building auditoriums with acoustic errors.
1. Введение
Один из современных подходов к архитектурному проектированию – это Performance-Based Design (PBD), проектирование, основанное на производительности. В
Х. Ши анализирует как лучше интерпретировать термин «Performance»: «производительность», «эффективность», «исполнение», «характеристики» и т.д. и выбирает именно «производительность». Он же выделяет три категории производительности: производительность структуры, производительность физической среды, эти категории могут быть определены количественно и третья производительность – это эстетические и культурные факторы, которые не подлежат количественной оценке. Концепция PBD появилась в 1970-х годах и стала наиболее привлекательна для архитекторов в наши дни благодаря техническому прогрессу в компьютерном моделировании и в частности, развитию компьютерного параметрического моделирования. PBD знаменует собой сдвиг парадигмы от традиционного «создания формы» к подходу «нахождения формы». К характеристикам физической среды относятся акустические характеристики зрительного зала, следовательно, Acoustic Performance-Based Design (APBD) архитектурное проектирование, основанное на акустической производительности является наиболее перспективным подходом к архитектурному проектированию зрительного зала. Примерами такого подхода к проектированию могут выступать знаменитые филармонии, построенные в XXI веке: Парижская филармония и Эльбская.2. Филармония Парижа, Франция
Архитектура: Ateliers Jean Nouvel, Brigitte Metra Associes. Акустика: Marshall Day Acoustics, Nagata Acoustics, Studio DAP, Kahle Acoustics, Altia Acoustique, Jean-Paul Lamoureux and ASC. Париж, Франция, 2015год
. Количество мест: 2400; Объем помещения: 37 700 м3. Время реверберации (октавный диапазон 500 Гц). Зал без зрителей и музыкантов: 3,1 секунды. Занятый зал: 2,6 секунды .Рисунок 1 - Филармония Парижа:
a – продольный разрез; b – план; c – поперечный разрез; d – фото пространства между оболочками; e – фото зрительного зала
Примечание: по ист. [3]
3. Эльбская филармония, Гамбург, Германия
Архитектура: Herzog & de Meuron. Акустика: Nagata Acoustics
. Место: Гамбург, Германия, 2017 год. Количество мест: 2100; Объем помещения: 23000 м3; Время реверберации, Т30 без зрителей и оркестра: 2,4 сек. Занятый: 2,3 сек. Сила звука, G: 5,4 дБ; Время раннего затухания, EDT: 2,3 сек.; Прозрачность музыки, С80: 0,3 дБ; Центральное время Ts: 135мс.Рисунок 2 - Эльбская филармония, Гамбург:
a – продольный разрез; b – план; c – стены и потолок из акустических панелей; d – фото зрительного зала; e – фото здания
Примечание: по ист. [5]
4. Понятие акустической производительности архитектуры зрительного зала
Рисунок 3 - Взаимосвязь процессов создания, передачи и восприятия звука
Примечание: авторский
Рисунок 4 - Колесо акустики концертного зала
Примечание: по ист. [9]
Рисунок 5 - Модель восприятия в виде фильтров, состоящих из трех доменов: физического, перцептивного и аффективного, разделенные сенсорным и когнитивным фильтрами соответственно
Примечание: по ист. [10]
5. Перечень перцептивных параметров ИСО 3382 и их недостатки
Уже существует стандарт ИСО 3382 , в котором приводятся перцептивные параметры звукового поля, их типовые значения и пороги восприятия изменения параметров (табл.1). В стандарте нет рекомендаций по оптимальному значению перцептивных параметров, в нем лишь описана теория каждого параметра и метод измерений.
Таблица 1 - Перцептивные параметры звукового поля зрительного зала
Субъективный параметр, оцениваемый слушателем | Акустическая величина (наименование и обозначение) | Диапазон усреднения по октавным полосамa, Гц | JND Ощущаемое отличие | Типичный диапазонb |
Ощущаемая реверберация | Время раннего затухания (EDT), с | от 500 до 1000 | 5% | (1,0;3,0) с |
Субъективный уровень звука | Сила звука G, дБ | от 500 до 1000 | 1дБ | (-2; +10) дБ |
Ощущаемая ясность звука | Прозрачность музыки C80, дБ | от 500 до 1000 | 1дБ | (-5; +5) дБ |
Четкость речи D50 | от 500 до 1000 | 0,05 | (0,3;0,7) | |
Центральное время Ts, мс | от 500 до 1000 | 10мс | (60;260) мс | |
Пространственность. Кажущаяся ширина источника (ASW) | Ранняя боковая энергетическая составляющая JLF или JLFC | от 125 до 1000 | 0,05 | (0,05;0,35) |
Окружение слушателя (LEV) | Поздний боковой уровень звука LJ | от 125 до 1000 | Не известно | (-14; +1) дБ |
Примечание: a - усреднение по октавным полосам означает арифметическое среднее для величин в октавных полосах, за исключением уровня, который должен усредняться энергетически; b - усредненные по частоте значения в отдельных точках измерений в незаполненных концертных и многоцелевых залах объемом до 25000 м2
Рисунок 6 - Диапазоны частот слухового восприятия и измерений
Примечание: по ист. [12]
6. Выбор формы зрительного зала на основе акустической производительности
Рисунок 7 - Модели зрительных залов 4-х форм:
R - прямоугольник; F - веер; FR - обратный веер; P - многоугольник
Рисунок 8 - Графики зависимости значений акустических параметров D50, C80, G, LF от частоты у 4-х форм зрительных залов с отражающими боковыми стенами
7. Заключение
Предлагаемое понятие акустическая производительность архитектуры зрительного зала включает в себя все параметры звукового поля, которые могут быть измерены в реальном зале или спрогнозированы с помощью моделей. Дальнейшие исследования в архитектурной акустике, музыкальной акустике, психоакустике и электроакустике позволят дополнить и может даже пересмотреть параметры звукового поля, но архитектурное проектирование зрительного зала на основе акустической производительности можно считать новой парадигмой, которая спустя двадцать веков приближает нас к философии Витрувия: «Всякий, кто усвоил себе эту теорию, сможет …довести театр до того совершенства, которое отвечает природе голоса и наслаждению слушателей»
.