Movie theater — a key landmark of Moscow's shopping and entertainment centre

Research article
DOI:
https://doi.org/10.60797/mca.2025.67.3
Issue: № 12 (67), 2025
Suggested:
06.10.2025
Accepted:
19.11.2025
Published:
22.12.2025
35
1
XML
PDF

Abstract

Objective. To analyse the significance of the movie theatre within the functional zoning of the shopping and entertainment centre.

Tasks. To examine the historical aspects of movie theater planning in shopping and entertainment centres in the context of social evolution, which led to the development of a consumer society in the United States in the 1980s. To analyse and evaluate the contemporary traits of the location and layout of movie theatres in shopping and entertainment centres on the example of the Moscow region.

Results. An analysis of the characteristics of movie theaters in shopping and entertainment centres in the Moscow region was conducted. The study covers facilities built between 2000 and 2021.

Conclusion. In the author's opinion, movie theaters are becoming an important element of modern mass culture, which determines their priority location within the entertainment zone of shopping and entertainment centres.

1. Введение

Теоретическая основа и практика проектирования торгово-развлекательных центров (ТРЦ) формировались под влиянием зарубежного опыта, который был тщательно изучен и проанализирован

,
,
. Теоретический опыт и практическая реализация при помощи зарубежных архитекторов сформировали базис для появления собственных наработок учитывающих различные аспекты проектирования, строительства и дизайна ТРЦ в условиях Московского региона. В большинстве исследований ТРЦ делается акцент на изучение общих вопросов проектирования. При этом недостаточно освещены вопросы мотивации поведения покупателей в среде ТРЦ и их отношения к процессу приобретения товаров и услуг, что ведет к появлению новых проектных решений ТРЦ
. В настоящее время исследования фиксируют формирование нового подхода к проектированию ТРЦ с акцентом на взаимодействие при организации их структуры и образа как сложных культурно-общественных и психоэмоциональных потребностей, выдвигающих на первый план развлекательный компонент
. Развлекательная составляющая в ТРЦ приобретает главенствующее значение, что указывает на актуальность данного исследования. Она формирует вокруг себя поле притяжения для посетителей опирающееся на массовую культуру. Массовая культура и развлечение становятся главной сутью ТРЦ. Массовая культура в свою очередь опирается на ряд наративов, часть из которых транслируется кинематографом. В этой связи роль кинематографа приобретает особое значение. В некотором смысле кинотеатр является эмоциональным центром ТРЦ. Именно поэтому нашей целью исследования выбран тщательный анализ особенностей устройства одного из главных ретрансляторов современной массовой культуры в составе развлекательной зоны ТРЦ — кинотеатра. Впервые в исследовании оценено первостепенное значение роли кинотеатра в организации функционального зонировании ТРЦ.

2. Анализ планирования кинотеатров в торгово-развлекательных центрах в контексте социальной эволюции и формирования общества потребления в 80-х годах XX века

Появившийся в США в конце ХХ века торгово-развлекательный центр (ТРЦ) стал олицетворением смены эпохи в потреблении

. Торговля перестала быть единственной причиной посещения торгового заведения. Изменилась парадигма поведения посетителя ТРЦ, которому стали нужны не товары, а эмоции, которые может дать ему только обширная развлекательная зона. Американский архитектор Джон Джерди в 80-е годы ХХ века выдвинул идею, что успешный проект торгового центра должен содержать развлекательную зону, которая по своему значению должна быть приравнена к торговой зоне
. Таким образом, он предложил основной принцип формирования ТРЦ. Объединение торговой и развлекательной функции в одном комплексе экономически стало возможным благодаря эволюционным изменениям в современном обществе большинства стран мира и переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Согласно мнению ключевого теоретика социальных преобразований конца ХХ века Элвина Тоффлера, новое время сформировало особое явление, которое он назвал «протребление». Тоффлер утверждал, что «протребитель — это тот, кто создает товары, услуги и опыт для собственного пользования или удовольствия, а не для продажи или обмена»
. Таким образом, предложение эмоций потребителю, которые создаются при помощи различных развлекательных мероприятий, становится ключевым двигателем эпохи и основополагающим элементом новой модели бизнеса в области торговой недвижимости
.

3. Исследование роли кинотеатра в функциональном зонировании современного торгово-развлекательного центра

Функциональное насыщение развлекательной зоны ТРЦ широко представлено различными активностями, но ее ключевым элементом является кинотеатр (рис. 1)
,
Схема функционала развлекательной зоны ТРЦ

Рисунок 1 - Схема функционала развлекательной зоны ТРЦ

Примечание: схема автора

Кинотеатр не является самостоятельной зоной в ТРЦ, но его значение настолько велико, что заслуживает отдельного рассмотрения. Необходимость размещения кинотеатров продиктовано тем, что на данный момент поход в кино является своеобразным социальным действом, которое положительно влияет на имидж всего комплекса, являясь дополнительным стимулом посетить ТРЦ
,
.

Рассвет кинематографа пришелся на начало эпохи постиндустриальной экономики, пришедшей на смену индустриальной

,
. Главной характеристикой этого времени стало изменение значения факторов производства. На смену экономики, основанной на промышленном производстве материальных товаров, пришла экономика, основанная на информационных технологиях. Кинематограф в некоторой степени это развлекательная информация, получаемая зрителем в кинотеатре. Таким образом, можно сказать, что кинотеатр в ТРЦ — это зримое воплощение ключевого современного фактора производства, влияющий на успешное функционирование всего предприятия. Кинотеатр в ТРЦ настолько важный элемент функционирования всего комплекса, что владельцы ТРЦ готовы к дисконту для этих арендаторов, так как привлекательность торговых площадей в торговом сооружении, в котором присутствует кинотеатр, возрастает
. Потери на развлекательной части владелец ТРЦ компенсирует за счет арендаторов торговой части.

Общие мировые тенденции в области строительства ТРЦ в начале 2000-годов затронули и нашу страну. Появление в торговом центре кинотеатра ознаменовало появление ТРЦ. Пионером этого направления торговых сооружений стал «Рамстор» на Шереметьевской улице. В результате реконструкции гипермаркета «Рамстор» и включение в его планировку четырехзального кинотеатра «Космик» началась история московского ТРЦ. Для устойчивости экономической модели ТРЦ кинотеатры получали скидки на аренду. Первоначально арендная плата для кинотеатров составляла от 150 до 400 долларов США за кв. м. в год, что было значительно ниже, чем для магазинов и супермаркетов (от 250 до 3000 долларов США).

В структуре распределения арендаторов, отвечающих в ТРЦ за развлечение, доля площадей, отданных кинотеатрам, составляет (43,5%), что ставит его на первое место среди всех типов развлечения

. В отдельных случаях кинотеатр может занимать значительно большие площади. В самом маленьком ТРЦ в московском регионе — двухэтажном ТРЦ «Место встречи Саяны» весь второй этаж (более половины площади ТРЦ) занимает четырехзальный кинотеатр (рис. 2)
.

 План второго этажа ТРЦ «Место встречи Саяны»

Рисунок 2 - План второго этажа ТРЦ «Место встречи Саяны»

Примечание: источник https://vk.com/wall-173726094_5480 (дата обращения: 12.04.2025)

Немаловажным фактором правильного функционирования кинотеатров является его структура. Она может состоять из одного или нескольких залов. Замечено, что с появлением многозальных кинотеатров в ТРЦ, традиционные однозальные кинотеатры, расположенные в том же районе города, начинают терять посетителей. Самостоятельные однозальные кинотеатры советского времени оказалось неконкурентноспособны на фоне многозальных кинотеатров в ТРЦ. Более того, при реконструкции некоторых кинотеатров в ТРЦ сети «Место встречи» старые кинозалы перепланировывали в многозальные кинотеатры. В настоящее время только в 6% ТРЦ организованны однозальные кинотеатры, тогда как самым распространенным киноцентром в ТРЦ является шести зальный кинотеатр. Он встречается в 16% ТРЦ (рис. 3). 
Количество залов в кинотеатрах ТРЦ в Московском регионе

Рисунок 3 - Количество залов в кинотеатрах ТРЦ в Московском регионе

Примечание: график автора

Крупнейшим киноцентром в ТРЦ не только московского региона, но и всей страны стал кинотеатр «КАРО Vegas 22» в ТРЦ «Vegas Сити». Он располагает 22 кинозалами и рассчитан на 4477 мест

. Крупные киноцентры могут включать в себя не только залы для просмотра кино, но и кафе и специализированные магазины. Дополнительные непрофильные функции положительно сказываются на функционировании киноцентра.

В настоящее время наиболее распространенное размещение кинотеатра планируется на верхних этажах ТРЦ. Однако с точки зрения логистики операторам кинотеатров выгоднее размещать кинотеатры на первом этаже ТРЦ, чтобы зрителям было удобнее попадать в него с улицы. На практике владельцы ТРЦ стремятся использовать кинотеатры как инструмент привлечения посетителей в торговую зону. Для этого они размещают кинотеатры на верхних этажах и при помощи навигации и логистических маршрутов, опирающихся на развернутые в нужном направлении эскалаторы и лестницы, ведут потенциального посетителя кинотеатра на верхние этажи через торговую зону. Поэтому только в 7% случаев кинотеатр располагается на 1 этаже, при этом самым распространенным решением при проектировании ТРЦ является размещение кинотеатра на 3 этаже, что встречается в 40% случаев. Самым высоким этажом для расположения кинотеатра в московском регионе является 6 этаж. Этот кинотеатр находится в ТРЦ «Щука» (рис. 4). 

График месторасположения кинотеатра в ТРЦ в Московском регионе

Рисунок 4 - График месторасположения кинотеатра в ТРЦ в Московском регионе

Примечание: график автора

Большое значение в планировании кинотеатра играет его индивидуальность. Так в 2003 году открылся кинотеатр формата IMAX в ТРЦ «Капитолий Ленинградский» или «Рамстор Сити», как он тогда назывался

. Он стал первым в России мультиплекс кинотеатром, в котором открылся зал IMAX. Размер экрана этого кинотеатра достигал в высоту 17,5 метров и 22 метра ширину. Его рекламный ролик гласил о том, что «экран нашего кинотеатра размером с девятиэтажный дом». Сложившийся образ технического чуда пользовался большой популярностью, оправдывая большие вложения. В этом случае размер кинотеатра становиться заметным преимуществом неизбежно привлекая зрителя возможностью увидеть кинофильм при помощи современного чуда техники. Кинотеатр в ТРЦ «Капитолий Ленинградский» долгое время был самым большим киноцентром в Москве, но технологии продолжали совершенствоваться, порождая новых лидеров индустрии. В 2018 году в ТРЦ «Каширская Плаза» открылся самый большой в России экран формата IMAX лазер
. Киноцентр «Киномакс Титан», состоит из 11 кинозалов, один из которых имеет формат IMAX лазер (рис. 5)
.

Фото кинозала формат IMAX лазер в киноцентре «Киномакс Титан»

Рисунок 5 - Фото кинозала формат IMAX лазер в киноцентре «Киномакс Титан»

Примечание: источник https://cinemas.nevafilm.ru/fileadmin/_processed_/f/8/csm_kinomax_titan__3c63594a4c.jpg (дата обращения: 08.10.2025)

В дополнении к этому кинотеатр «Киномакс-Титан» адаптирован для семейного просмотра, включая оформление специального детского кинозала, который будет удобен как для детей, так и для взрослых. В нем размещены ряды ярких кресел с увеличенным пространством для ног, а в первом ряду находятся пуфики. Такие планировочные и технические новшества становятся дополнительным конкурентным преимуществом выделяя конкретный кинотеатр из ряда себе подобных. Различные технические новшества и интересные решения в области дизайна сопутствуют продолжающемуся интересу зрителя к просмотру кинолент в кинотеатре, более того в будущем трансформация архитектуры пространств кинотеатров позволяет создать многофункциональность и комфортность и обеспечить еще большую индивидуальность ТРЦ
,
, 
.

4. Заключение

Говоря о ТРЦ, невозможно переоценить роль кинотеатра в нем. В некоторой степени кинотеатр создал ТРЦ таким, какой он есть сейчас. Кинотеатр сформировал вокруг себя логику организации пространства, которая влияет на планировку всего ТРЦ. Полученные нами результаты подтвердили, что такое влияние делает кинотеатр неотъемлемым элементом функционального зонирования этого типа торговых сооружений. Кинотеатр также является идеологическим стержнем всего устройства ТРЦ. Повсеместное размещение кинотеатра в ТРЦ является результатом смены потребительских парадигм. Индустриальное общество сменилось постиндустриальным. Покупки перестали быть ключевой причиной посещения ТРЦ и потребитель стал нуждаться в развлекательной программе. Именно поэтому кинотеатр возглавил этот вид современного досуга утвердив свою социальную значимость в составе ТРЦ.

Article metrics

Views:35
Downloads:1
Views
Total:
Views:35