Architecture and functional features of TIH on the example of Moscow

Research article
DOI:
https://doi.org/10.60797/mca.2024.53.6
Issue: № 10 (53), 2024
Suggested:
30.09.2024
Accepted:
11.10.2024
Published:
21.10.2024
35
3
XML
PDF

Abstract

The article examines the architectural and functional features of transport interchange hubs (TIH) of Moscow. The relevance of the topic is determined by the need to optimize the transport infrastructure of the megapolis. The aim of the study is to develop an optimal classification of TIHs and analyse existing TIHs of different types.

The research methodology is based on theoretical methods of scientific analysis, synthesis, comparison and generalization. The author also carried out a photofixation of architectural solutions of TIHs. The classification of transport and interchange hubs into planar and capital ones was carried out, taking into account the evaluation of the level of inter-transport links. The main results were the description and analysis of architectural and functional solutions of the "Petrovsko-Razumovskaya", "Okruzhnaya" and "Savelovskaya" TIHs.

The conclusions show the necessity of further development of Moscow's transport infrastructure and creation of capital TIHs, which will improve passenger service and reduce the time for transfers.

1. Введение

Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) играют важную роль в транспортных системах мегаполисов, обеспечивая перераспределение пассажиропотоков между различными видами транспорта и повышая общую мобильность населения

,
. В условиях стремительного роста городов и увеличения транспортной нагрузки актуальность развития и модернизации ТПУ возрастает. Особенно это важно для Москвы — одного из крупнейших мегаполисов мира, где транспортная система находится под значительным давлением, требующим инновационных решений. Поэтому представляет как теоретический, так и практический интерес рассмотрение и анализ московских ТПУ, их классификация и выделение функционально-транспортных и архитектурных особенностей.

2. Методы и принципы исследования

Методология исследования базируется на следующих теоретических методах научного исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Специально для данной статьи автор осуществил фотофиксацию архитектурных решений выбранных ТПУ.

Целью данной статьи является разработка оптимальной классификации ТПУ и типологизация существующих ТПУ согласно предложенной классификации. Кроме того, будет проведен анализ некоторых существующих ТПУ Москвы с учетом их архитектурных и функциональных характеристик.

3. Обсуждение

Говоря о ТПУ, необходимо помнить, что это неоднозначное понятие. «В   градостроительном смысле идет речь о некой узловой точке города, месте сосредоточения пассажиропотоков двух и более различных транспортных систем. С точки зрения архитектуры же, в  узле возможно рассматривать только капитальные объекты строительства, то  есть здания (или комплексы), имеющие пассажирские зоны, а также (при необходимости) зоны коммерческого назначения»

.

Не существует и единой общепризнанной классификации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), так как их оценка зачастую зависит от цели конкретного исследования. Однако обобщение различных подходов позволяет выделить различные критерии, предлагающиеся в

,
,
и включающие в себя: назначение ТПУ, объем пассажиропотока, типы пересадок и уровень межтранспортных связей, что позволяет создать эффективную классификацию для разных типов узлов.

Институт Генплана Москвы разделяет ТПУ на плоскостные и капитальные, что отражает их архитектурную составляющую

.

Плоскостные ТПУ — это узлы, где все пересадки происходят преимущественно на уровне земли, без строительства капитальных объектов, таких как пешеходные распределительные уровни и конкорсы. Эти ТПУ обычно обслуживают небольшой пассажиропоток.

Капитальные ТПУ — более сложные и затратные объекты, включающие единые пересадочные комплексы с пассажирскими распределительными уровнями. Эти ТПУ защищены от неблагоприятных погодных условий и используются в местах с высоким пассажирооборотом, представляя собой капитальные здания или комплекс зданий.

В данной статье для наиболее полного анализа ТПУ, учитывающего как транспортные, так и архитектурные аспекты, будет использован критерий уровня межтранспортных связей из

, а также их разделение на плоскостные и капитальные ТПУ
.

Таким образом, для исследования будут выбраны три различных ТПУ Москвы, различающихся по уровню межтранспортных связей и планировке. Эти узлы будут проанализированы и сравнены между собой для выявления взаимосвязи между архитектурными решениями и транспортной функцией каждого из них.

4. Основные результаты

Нами были выбраны три ТПУ: один плоскостной и два капитальных, причем последние имеют разный уровень межтранспортных связей.

ТПУ «Петровско-Разумовская», расположенный на севере Москвы, является плоскостным узлом, обеспечивающим пересадки между двумя линиями метро и наземным общественным транспортом. Станция метро имеет несколько выходов, в том числе – к  крупному автобусному хабу с посадочными платформами и павильонами, обеспечивающему оптимальное распределение автобусных маршрутов по направлениям.  Однако такая планировка имеет и свои недостатки: незадействованную пересадку с железнодорожного транспорта (платформа «Петровско-Разумовская» МЦД-3) в метро. Ситуация изменится с завершением строительства новой станции МЦД-1 около существующего ТПУ и переносом туда же платформы МЦД-3, находящейся на удалении. Планируется возведение двух платформ, а также модернизация инфраструктуры по стандартам МЦД. Пересадки с «диаметров» на метро обеспечит крытый переход — конкорс. После завершения всех работ ТПУ сможет обслуживать до 90 тысяч пассажиров в сутки, обеспечивая удобные пересадки между метро, МЦД и наземным транспортом

.

«Петровско-Разумовская»

Рисунок 1 - «Петровско-Разумовская»

Примечание: фото автора

Архитектура ТПУ «Петровско-Разумовская» отличается простотой и минимализмом, поскольку единственным капитальным строением на его территории является наземный вестибюль станции метро, не считая подземного южного вестибюля.

ТПУ «Окружная», расположенный на севере Москвы, представляет собой капитальный транспортно-пересадочный узел, объединяющий станции метро «Окружная» (Люблинско-Дмитровская линия), Московского центрального кольца (МЦК) и МЦД-1. Благодаря удачному расположению и развитой инфраструктуре, ТПУ «Окружная» эффективно обслуживает значительный пассажиропоток.

ТПУ «Окружная»

Рисунок 2 - ТПУ «Окружная»

Примечание: фото автора

Архитектура ТПУ «Окружная» – функциональная; это современный капитальный комплекс с многоуровневой структурой. Узел выполнен в формате «вертикального города», состоящего из трёх уровней: на нижнем уровне расположена станция метро Люблинско-Дмитровской линии, на среднем — станция МЦК, остановки общественного транспорта и перехватывающая парковка, а на верхнем уровне — платформа Савеловского направления. Перемещение между уровнями организовано с помощью лифтов и эскалаторов, что позволяет пассажирам пересаживаться между видами транспорта, не выходя на улицу. В перспективе планируется строительство общественно-делового здания и многоуровневого паркинга, что расширит функциональность ТПУ и его роль как важного транспортного и делового хаба на севере Москвы
.
ТПУ «Савеловская» расположен на севере Москвы и является крупным капитальным транспортно-пересадочным узлом, обеспечивающим пересадки между вокзалом, платформами МЦД-1 и МЦД-4, проходящими через Савеловскую площадь, а также станциями метро «Савеловская». На площади перед вокзалом также устроен крупный автобусный хаб, обеспечивая высокий уровень межтранспортных связей. Пассажиропоток ТПУ «Савеловская» составляет около 245 тыс. человек в сутки, что позволило значительно улучшить транспортное обслуживание районов Савеловский, Беговой и Марьина Роща и способствует развитию прилегающих территорий
.
ТПУ «Савеловская»

Рисунок 3 - ТПУ «Савеловская»

Примечание: фото автора

Архитектурной доминантой этого ТПУ является историческое здание Савеловского вокзала. Архитектура вокзала представляет собой смесь стилей, включая модерн и классицизм. Современные вестибюли станций метро Серпуховско-Тимирязевской и Большой кольцевой линий, а также платформ МЦД выполнены в минималистичном и функциональном стиле. Интерьеры станций отличаются лаконичностью и практичностью, что подчёркивает современный подход к архитектуре транспортных объектов.

5. Заключение

В статье был проведен анализ архитектурных и функциональных особенностей транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Москвы, что позволило выделить ключевые аспекты их классификации и структуры. Рассмотренные примеры плоскостных и капитальных ТПУ, таких как «Петровско-Разумовская», «Окружная» и «Савеловская», демонстрируют разнообразие подходов к организации транспортной инфраструктуры в зависимости от уровня межтранспортных связей и пассажиропотока.

Особое внимание в работе было уделено критериям классификации ТПУ, основанным на уровне межтранспортных связей и архитектурной составляющей. Это позволило выявить не только тенденции в развитии транспортной инфраструктуры, но и необходимость дальнейшей модернизации узлов для повышения их функциональности и эффективного использования городской транспортной сети.

Article metrics

Views:35
Downloads:3
Views
Total:
Views:35