Housing architecture in the context of transgression: from ultra-compactness to virtualization

Research article
DOI:
https://doi.org/10.60797/mca.2024.53.5
Issue: № 10 (53), 2024
Suggested:
18.09.2024
Accepted:
18.10.2024
Published:
21.10.2024
32
3
XML
PDF

Abstract

The article examines the process of transgression on the example of qualitative changes in the structure of housing, observed under the influence of global macro-trends of modernity. Thanks to the analysis of the evolutionary path of development of minimal dwelling, it was found that transgression is carried out in stages, passing through three characteristic stages: supercompactness – portability – virtualization. Gradual minimization of living space leads to partial transfer of housing elements into the virtual environment, with the subsequent predominance of the digital component over the material one. The materials of the article can be useful for futurological and prognostic research in the field of architectural theory and for practical development of compact models of homes.

1. Введение

Планомерные изменения в социокультурной сфере, связанные с глобальными макротрендами современности, побуждают к переосмыслению форм и концепций архитектуры. В этой связи индивидуальное жилище выступает в качестве экспериментальной площадки для проектного поиска, чутко воспринимающей тенденции современности и реализующей их в материальной среде.

Один из наиболее известных прогнозов относительно макротрендов современности на период 2025-2030 гг. был сделан футурологом и аналитиком С. Сингхом в книге «New Mega trends: Implications for our Future Lives»

. Среди основных тенденций автором были обозначены: рост smart-систем на уровне города и жилища, внедрение интеллектуальных сервисов для функционирования всех систем здания, использование технологий экономии энергоресурсов, появление мега-городов и увеличение доли энергоэффективного строительства. Процессы гео-социализации обозначили рост социальной сети в веб-пространстве, использования смартфонов для покупок, общения и планирования распорядка дня. Было спрогнозировано увеличение числа виртуальных взаимодействий: коммерческой деятельности и общения в цифровой среде.

Перечисленные тенденции напрямую соотносятся с качественными преобразованиями архитектуры жилища. Этот процесс, объединяющий интенсивные технологические совершенствования и внедрение технологий виртуальной реальности в структуру жилого пространства, наиболее точно характеризует такое свойство как трансгрессивность.

Трансгрессивность с позиции неклассической философии и культурологии подразумевает «переход от возможного к невозможному». С точки зрения теории архитектуры трансгрессивность характеризует общее состояние профессионального дискурса в настоящий момент времени, заключающееся в «переходе привычных границ»

с целью установления новых форм, зависимостей и отношений. В данном исследовании рассмотрена трансгрессия обитаемого пространства жилища с позиции частичного включения и вероятностного перенесения материальной формы в виртуальный контекст.

2. От минимального жилища к сверхкомпактному

Стремление к минимизации жилого пространства соотносится с глобальными тенденциями современности. Одной из наиболее остро стоящих проблем является увеличение численности населения, в связи с чем прогнозируется тенденция проживания в сверхплотной среде

. В связи с этим структура жилища как таковая будет пересмотрена в сторону предельной минимизации: до pocket-объектов, образцов портативной и сверхкомпактной архитектуры будущего
.

Предпосылкой к минимизации необходимого для проживания пространства является увеличение стоимости жилища и земельных участков. По оценке доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Global Risks Report 2023» увеличение стоимости проживания является первостепенным риском в расчете на ближайшие два года

. По этой причине возрастет необходимость предоставления недорогих, социально-ориентированных форм жилья. На переднем плане окажутся разработки в сфере минимально необходимых типологий жилища, доступных широкому спектру пользователей.

Развитие технологий в целом способно увеличить базовый уровень комфорта жилища, предоставив встроенную и многофункциональную мебель, автоматизированные системы управления и слежения, трансформируемые планировки и сенсорные механизмы

.

В условиях минимизации жилого пространства решением становятся портативные укрытия, переносимые человеком вручную или перевозимые транспортным средством. Так, индивидуальное укрытие из войлока «Sensory Concentration Space», разработанное дизайнером Ф. Сьюэлл, может быт перенесено вручную для создания защищенного пространства в рамках крупных общественных залов. Такое убежище используется для обеспечения различных вариантов офисной работы в условиях открытых объединенных пространств.

Капсульное жилище «Micro Dwelling» в форме усеченного октаэдра было разработано студией N55. Оболочка установлена на арматурном каркасе выполнена из сваренных между собой стальных листов, формирующих водонепроницаемое внутреннее пространство. Это позволяет использовать капсулу не только на суше, устанавливая жилище на съёмных гидравлических опорах, но и в водной среде. Оболочка обработана эпоксидной смолой и антикоррозийной краской. Внутренняя сторона утепляется пластинами из вспененного полиэтилена.

Убежище в форме усеченного октаэдра «Micro Dwelling»

Рисунок 1 - Убежище в форме усеченного октаэдра «Micro Dwelling»

Примечание: студия N55, Дания; источник - n55.dk

Архитекторы Makkink&Bey (Нидерланды), разработали серию сверхкомпактных укрытий, переносимых пользователем вручную. Объекты представляют такие функциональные сочетания как «рюкзак-кресло-кровать», «корзина-стол», «ширма-трость», которые могут стать альтернативой стационарному жилищу, меняя традиционный образ жизни на радикально подвижный.

Проект портативного укрытия «Veasyble», трансформируемого в элемент одежды, был разработан студией Gaia. Трансформируемые укрытия из ткани используют принцип складчатости, родственный оригами, для мгновенного разворачивания небольших объектов-укрытий, переносимых пользователем самостоятельно.

Развертываемая оболочка «Veasyble»

Рисунок 2 - Развертываемая оболочка «Veasyble»

Примечание: студия Gaia, 2010 г; источник - yatzer.com

3. Портативные объекты в структуре городских пространств

Портативные объекты также внедряются в общественную среду, становясь ее обслуживающими компонентами-спутниками. Студия Rumgehør в рамках выставки Chart Art Fair в 2021 г. в Копенгагене разработала быстровозводимый павильон из надувных элементов – мешков, используемых для защиты грузов во время перевозки. Отдельные элементы выполняют роль городской мебели, другие – скреплены между собой для формирования быстровозводимого навеса на городской площади.

Портативная библиотека для размещения в городских общественных пространствах была разработана архитекторами Stereotank (М. Эртортеги, С. Валенте). Конструкция состоит из перевернутого пластикового резервуара, расположенного на деревянных опорах. Отверстия в оболочке позволяют посетителям заглянуть внутрь и увидеть наполнение интерьера.

Портативный кинотеатр на 16 мест «Centipede Cinema» был разработан C. Fournier, M. Lewandowska и группой NEON для установки на городских улицах Португалии. Конструкция выполнена их стального каркаса и покрыта пробковыми плитами изнутри для обеспечения шумоизоляции и затемнения. Внешняя оболочка объема кинозала, приподнятого над землей на опорах, также покрыта пробкой – локально добываемым природным материалом, который в настоящее время постепенно замещается синтетическим. Доступ к кинозалу осуществляется через отверстия в полу – таким образом любой зритель может присоединиться к городскому кинофестивалю. Появление подобных объектов свидетельствует об одновременном расцвете портативных структур в стационарной среде, об их функциональности и жизнеспособности.

Портативный кинотеатр «Centipede Cinema»

Рисунок 3 - Портативный кинотеатр «Centipede Cinema»

Примечание: архитекторы и дизайнеры C. Fournier, M. Lewandowska и группа NEON, 2012 г, Португалия; источник - dezeen.com

4. От портативного к виртуальному

Возрастающая мобильность общества определяет будущую социальную жизнь как эпоху «глобального кочевничества» или номадизма. Безостановочное перемещение, подвижность и изменчивость в целом характеризует современную культуру и образ жизни. Термин «номадизм» адаптирован архитектурной теорией из философии постструктурализма Ж. Делеза, Ф. Гваттари и социальной философии Ж. Аттали, Ж. Бодрийяра, Э. Тоффлера.

В философии постструктурализма номадизм формирует индивида нового типа – человека-кочевника, стремящегося к трансформации и перемещению: физическому, интеллектуальному, трансцендентному

. Социальная философия рассматривает глобальное кочевничество с точки зрения неограниченного потребления информации, свободного перемещения в медиа-пространстве. Индивид утрачивает прочную связь с «местом», принадлежность к определенной территории, традиционному стационарному дому
. Таким образом, дом как концепт также может претерпевать множественные перемещения, становясь подчас радикально мобильным.

В последних исследованиях прогнозируется постепенное слияние материальной и виртуальной составляющей жилища. Пользовательская среда в рамках одной жилой единицы будет представлена в виде минимальной материальной репрезентации (жилой капсулы), но станет практически безграничной с точки зрения вовлечения в цифровую сферу, возможности потребления информации и услуг в медиа-пространстве

. Виртуальное пространство все чаще рассматривается как информационно-коммуникационная среда, в которой происходят процессы непрерывного культурного обмена
.

В настоящее время виртуальные среды используются для формирования общественных пространств, преимущественно коммерческих, демонстрационных и выставочных. В сентябре 2023 г. состоялась Первая архитектурная биеннале, на которой было представлено более 60 виртуальных павильонов, созданных на базе цифровых метавселенных Decentraland и W3rlds. В рамках выставки были представлены разнообразные виртуальные объекты и скульптуры, осмысляющие философско-парадигмальные аспекты жизни в условиях цифровых сред

.

Отдельные медиа-архитекторы и художники создают жилые пространства в условиях метавселенных. Так, дом «Mirage» архитектора А. Христодоyлу воссоздает образ изолированного дома в пустыне, парящего на единственной опоре, которая выглядит намеренно неустойчиво и иллюзорно, противореча законам физики реального мира. «Winter House» А. Райзингера помещен в фантазийный заснеженный ландшафт, предлагая иммерсивный опыт полного уединения в вымышленной среде. В проекте биоморфного жилища «Make Room for Us», обитаемая структура приспосабливается к виртуальному контексту, манифестируя хрупкость природы реального мира

.

Жилой дом в виртуальном ландшафте

Рисунок 4 - Жилой дом в виртуальном ландшафте

Примечание: архитектор А. Райзингер; источник - reisinger.studio

5. Заключение

Представления о современном минимальном жилище претерпевают качественную метаморфозу. Эволюционный путь типологии дома-минимума отличает трансгрессивность, преодолеваемая в три этапа: минимизация – портативность – виртуализация. Таким образом, минимальное жилище сначала претерпевает изменение структуры для достижения сверхкомпактности и радикальной мобильности, постепенно переходя в раздел «нематериальной» структуры, преодолевая путь от материального к трансцендентному. Подобная тенденция к трансгрессии жилой среды сопровождается появлением объектов-спутников, восполняющих дополнительные функции, которые станут частью общественной жизни за пределами индивидуального жилища.

Article metrics

Views:32
Downloads:3
Views
Total:
Views:32