Origin and Development of Burnt Bricks in Central Asia
Origin and Development of Burnt Bricks in Central Asia
Abstract
Modern architecture cannot be imagined without burnt bricks. They are used in every branch of the construction industry. The walls of buildings made of burnt bricks stand out not only for their strength, but also for many other qualities. In this article, we want to pay attention to the history of the emergence of burnt bricks and their use. Based on the data of archaeological excavations, it can be stated that this story on the territory of Central Asia has deep roots. In Central Asian architecture, while using limited types of building materials and various techniques, people tried to strengthen the stability and durability of their objects, as well as to save time and labour costs. In this difficult task, the successful use of burnt bricks as well as the introduction of innovative techniques became the best solution. Most architectural monuments in Central Asia show that burnt bricks were used in the construction of individual parts of structures.
1. Введение
В ходе археологических исследований, проведенных по изучению религиозно-монументальной архитектуры древней Средней Азии, были получены новые сведения по истории использования жженого кирпича в местной архитектуре. Предварительные исследования проводились в Южном Согде в храме Хантепа, расположенном за городом, а исследования в Ташкентском оазисе проводились в храме, расположенном в цитадели археологического памятника Канка. В результате исследований памятника Хантепа V–VI веков были получены кирпичи размером 38-34х23-24х4-5 см, использованные при строительстве храма (рис. 1). Изучение состава обожженного кирпича показало, что при его приготовлении в глину добавлялись шамот и толченая солома. Поверхность готового кирпича разглаживали и выравнивали белой густой массой.
Рисунок 1 - Жженые кирпичи из памятника Хантепа
Рисунок 2 - Жженые кирпичи из памятника Канка
2. Обсуждение. Анализы
Среди исследователей существуют разные мнения о происхождении и распространении жженых кирпичей. В частности, в исследованиях Н.С. Гражданкиной их появление определяется первыми веками до нашей эры. И отмечено, что они использовались в ограниченном количестве – только в отдельных частях строений. Это арки, колонны, высокие порталы и др. По мнению специалистов, такие части, как высокие порталы, арки и колонны в архитектуре Средней Азии появляются в связи с распространением «эллинизма» . Для строителей Греции при создании таких архитектурных шедевров камни не были проблемой. Но, в отличие от Греции, природа Средней Азии не так уж богата натуральными строительными материалами, такими, как камень и дерево , . В этом процессе строители Средней Азии стали использовать в качестве эффективного решения вместо натурального камня жженый кирпич.
Однако исследования, проведенные в Хорезме в последние годы, показывают, что мнения по этому поводу также следует пересмотреть. В частности, установлено, что под столбами храма V века до н.э. в памятнике Хумбузтепа были помещены кирпичи размером 38х26,5х5 см, 35х27,5х6,5 см (рис. 3). До этого отмечалось, что в ряде других памятников античного периода использовался обожженный кирпич. В частности, во дворцах городища Айханум жжёные кирпичи размером 37х37х7 см используются не только в колоннах, но и в стенах зданий , . Во дворцах Старой Нисы, как и в фундаментах колонн, применяются кирпичи размером 38х38х8 см, во дворце Топрак-кала древнего Хорезма на полах – размером 40х40х3-4 см, в арках – 33х33х4 см, в стенах – 36х36х8 см. В памятнике Далварзинтепе, еще одном крупном городе периода распространения «эллинской цивилизации» в Средней Азии, пол домашний бани домовладения горожанина был выложен жжёнными кирпичом размером 40х40х4 см . Сточные воды отводились с помощью керамических труб.
Рисунок 3 - Жженый кирпич из Хумбузтепа
Примечание: рисунок С. Баратова
Богатую информацию по этому вопросу дают наиболее изученные памятники Средней Азии раннего средневековья – городища Пенджикент и Пайкенд. В частности, жилые помещения объектов 3, 5, 6 городища Пенджикент. По мнению В.Л. Ворониной, объект 3 был домовладением богатого «дехкана» . В завале 18 комнаты попадается масса обожженных кирпичей размером 40х35х5,5 см, которые, видимо, устилали пол второго этажа.
В домовладении в объекте 5 в двух комнатах были обнаружены полы со жжеными кирпичами в формате 34х24х5,5 см . Первая из этих комнат находилась в восточной части объекта и была большим залом жилого комплекса. Особенность зала в том, что не только полы, но и суфы, и сохранившиеся стены на высоте 1,35-1,40 см были покрыты жжеными кирпичами размером 34х24х5 см. Для этого сначала стену обмазывали глиной, перемешанной с соломой, сверху штукатурки крепился один слой камыша. А поверх этой конструкции с помощью деревянных свай укреплялись кирпичи. Суфы, покрытые жжеными кирпичами, служили дольше, чем обычные . Другая комната домовладения, где полы были покрыты жжеными кирпичами, находилась также на первом этаже и предназначалась для гигиены (своеобразная комната для обмывания). Наличие зала больших размеров и специальных комнат для гигиены, покрытых жжеными кирпичами, подтверждает, что это домовладение также принадлежало богатому гражданину.
6 объект состоял из нескольких домовладений и, по мнению специалистов, был своеобразным кварталом аристократов . Многие жилые комплексы объекта были двухэтажными, полы в некоторых комнатах второго этажа были покрыты жжеными кирпичами размером 18х15х3-5 см .
Широкое использование жженого кирпича зафиксировано и на другом хорошо изученном памятнике раннего средневековья – в Пайкенде, расположенном в Бухарском оазисе. Пол «Большого зала» был вымощен жжеными кирпичами размером 28-32х18-20х2-3,5 см. В поверхности двора комплекса использованы кирпичи размером 30х20, 31х21 . А в юго-восточной части дворца, в комнате с росписями, поверхность пола вымощена кирпичами размером 31х21-22х3,5 см, также в нижнем углу дверей поставлены жженые кирпичи размером 41х21х6 см. Кроме пола, колонн и стен, во дворце также были пандусы, покрытые жжеными кирпичами . Вдобавок в городище в жилищах горожан также наблюдается использование жженых кирпичей в разных частях. К примеру, в домовладении в шахристане I пол был вымощен жжеными кирпичами размером 31-33×19,5-20,5×3,5-4 см на ганчевом растворе. Большие возможности жителей города Пайкенд, получившего название «города купцов», позволили шире использовать сырцовый кирпич в различных частях строительства. Например, на улице «А» шахристана II был устроен перекрытый сводом желоб ливневой канализации из жженого кирпича.
В Самарканде, одном из крупнейших городов Центральной Азии, из-за многослойности городища сведений о жженых кирпичах, использовавшихся в древности, мало, но они встречаются. В частности, в Афрасиабе, древней части города, обожженым кирпичом размером 60х22-23х11-12 см выложено покрытие дороги, ведущей к восточным воротам города, получившим название «Китайские ворота» . В памятнике Еркургане, одном из крупных городских центров Узбекистана, также колонны храма выполнены из обожженного кирпича и оштукатурены ганчем .
С IX–X веков началось ещё более широкое использование жженого кирпича. В частности, были построены первые монументальные сооружения целиком из жженого кирпича. Одним из таких сооружений является мавзолей Исмаила Самани . В этот период наряду с прямоугольными кирпичами размером 24-29х12-14х3-4 см применялись и квадратные кирпичи размером 22-26х22-26х3-4 см. К XI–XII векам с увеличением количества монументальных построек из жженого кирпича они стали более широко использоваться во многих других областях. В частности, подземная система снабжения города питьевой водой у памятника Ахсикет была полностью сложена из жженого кирпича (рис. 4, 5). Также из жженого кирпича там стали возводить общественные бани, мечети, резиденции богатых жителей или отдельные их части (рис. 6). К средневековью о развитии производства обожженного кирпича свидетельствуют и многочисленные найденные кирпичные печи. По сей день в Средней Азии они известны в Старом Термезе, в Ахсикете, в Куве, на Афрасиабе, в оазисе Марва. Также в районе Чопон-ота поблизости от Самарканда были обнаружены и изучены кирпичообжигательные печи . Большинство этих двухкамерных печей датируются X–XIII веками.
Рисунок 4 - Водопроводная система памятника Ахсикет
Рисунок 5 - Жилища XI века памятника Ахсикет
Рисунок 6 - Пол здания, выложенный из жжёных кирпичей памятника Канка
3. Заключение
Обобщая данные, можно сказать, что в истории строительной культуры Средней Азии производство жженого кирпича имеет давнюю историю. В античной период сложность и дороговизна производства жженых кирпичей не позволяла людям широко его использовать. Формат жженых кирпичей античного периода, в отличие от квадратных сырцовых кирпичей, не имел четкого стандарта. Поэтому в античный период жженые кирпичи в основном использовались в постройках дворцов правителей и в храмах. И то, только в некоторых частях сооружений.
К раннему средневековью обожженный кирпич также стали использовать представители богатого класса, возникшего в результате роста экономической жизни. В отличие от античного периода, в различных частях строительства стал использоваться обожженный кирпич:
1) на полах зданий;
2) на стенах как облицовка;
3) на суфах зданий;
4) на пандусах и ступеньках зданий;
5) на арках и колоннах;
6) в специальных гигиенических комнатах;
7) иногда на облицовках дорог;
8) в водоотводных системах.
Формат жженых кирпичей античного периода, в отличие от квадратных сырцовых кирпичей, не имел четкого стандарта. Можно сказать, что столь широкое использование жженого кирпича архитекторами раннего Средневековья было первым шагом на пути изобретений новой эпохи. В раннесредневековый период жженые кирпичи уже использовались не только во дворцах или в храмах. Их можно видеть и в домах высшей аристократии, и богатых вельмож. Жители каждой историко-географической области исходя из имеющихся у них возможностей старались усилить качество кирпича, добавляя в его состав примеси. В частности, по этому пути пошли строители древнего памятника Канка, расположенного в месте впадения реки Охангарон в Сырдарью, и в состав кирпича добавили речного песка. Тот факт, что такой песок не встречается в кирпичах-сырцах и соломе этого периода, указывает на то, что он был добавлен специально. Возможно, добыть такой песок позволило древнее местоположение памятника Канка при впадении реки Охангарон в Сырдарью. Широкое использование в строительстве таких кирпичей дает возможность сделать заключение о том, что в этот период уже появились люди, которые профессионально занимались подготовкой жженых кирпичей.
Исследователями установлено (в среднем), что кирпичи из характерных для Средней Азии лессовидных суглинков при нормальном обжиге (около 1000-1050°С) имеют желтоватый цвет, при повышении же температуры, когда получается так называемый «пережог», кирпич приобретает зеленоватый оттенок, а после спекания делается зелено-серым (клинкер). На недостаточную степень обжига указывают розово-красные расцветки. Наиболее интенсивный красный цвет соответствует наиболее низкой (порядка 600-750°С) температуре обжига кирпича . Судя по цвету кирпичей раннего средневековья, можно сказать, что производители кирпича не могли добиться высоких температур в используемых ими печах. Поэтому мастера, работавшие над памятником Хантепа, обмазали поверхность кирпича белой темной массой.
К X и XI векам использование кирпича в городах увеличилось. Благодаря возросшему опыту производства обожженного кирпича был начат процесс изготовления изделий с высоким качеством обжига. Фундаменты стен почти всех жилых домов сложены из 1-4 рядов жженого кирпича. Н.С. Гражданкина проанализировала химический состав и приготовленные материалы состава жженых кирпичей и смесей между ними на основании сведений средневековых памятников и отметила, что их качество не уступает современному кирпичу .