Анализ конструктивных решений монолитной железобетонной плиты при установлении причины запредельных прогибов на этапе строительного периода
Анализ конструктивных решений монолитной железобетонной плиты при установлении причины запредельных прогибов на этапе строительного периода
Аннотация
В работе исследуется поведение монолитной железобетонной плиты отдельностоящей многоэтажной автопарковки жилого комплекса. На этапе строительных работ плита получила значительные прогибы, превышающие допустимые по 2-й группе предельных состояний. Предложенная в статье методика на основе физически-нелинейного расчёта, позволила доказать, что причина превышения прогибов не в проектных и конструктивных особенностях, а, вероятно, в ошибках на этапе производства и монтажа плиты. Армирование плиты для проверки по прочности и деформациям выполнено в соответствии с проектным, в современном программном комплексе, с применением технологии закладки арматуры. Нелинейность бетона учтена с применением диаграммы напряжения-деформации с учётом кратковременной ползучести бетона. Для учёта нелинейности арматуры использовалась экспоненциальная зависимость с нормативными показателями прочности арматурной стали. Анализируются результаты деформаций плиты на последнем шаге, результаты подбора арматуры и проверки плиты по двум группам предельных состояний, результаты ширины раскрытия трещин и максимальные напряжения.
1. Введение
Расчёт монолитных железобетонных систем — зачастую не самая тривиальная задача, выполняемая с применением программно-вычислительных комплексов на основе МКЭ (метода конечных элементов). При этом результаты линейных расчётов железобетонных конструкций часто имеют большие погрешности по сравнению с реальным поведением железобетонных элементов — усилия там могут быть значительно завышены по сравнению с нелинейными расчётами, а перемещения в линейных наоборот заметно ниже. Это обусловлено прежде всего перераспределением усилий между частями железобетонной конструкции, а также между арматурой и бетоном, которое не учитывают линейные расчёты. Такие задачи более точно можно решить на основе шагово-итерационных процедур и общих принципов механики деформируемого твёрдого тела, с учётом физической нелинейности.
При этом линейные жёсткости плиты связывают усилия с упругими (линейными) деформациями, которые определяются как для сплошного упругого тела. В то время как нелинейные жесткости железобетонного элемента определяют по высоте поперечного сечения элементов, с учетом возможного образования трещин и развития неупругих (нелинейных) деформаций в бетоне и арматуре, соответствующих кратковременному и длительному действиям нагрузки.
В статье А.А. Дьячковой и В.Д. Кузнецова представлен программный метод расчёта усиливаемых железобетонных конструкций плит на основе упругой связи в МКЭ, моделирующей сцепление между бетоном и углепластиком. В.С. Сафронов рассматривал в своей работе деформирование составных сборно-монолитных конструкций. Д.А. Страхов и Д.З. Гизатуллина , исследовали поведение и напряжённо-деформированное состояние балок из высокопрочного бетона. В работе рассмотрены конструктивные данные и особенности расчётов монолитных плит по профилированном стальному листу, использованному в качестве опалубки. Методы расчёта монолитных железобетонных конструкций представлены в работах , , , . Известен ряд работ, где задача поведения монолитных железобетонных конструкций решалась в физически-нелинейной постановке , , .
В работе рассматривается монолитная железобетонная плита второго этажа, принадлежащая отдельно стоящей парковке жилого комплекса. На этапе строительного периода максимальный прогиб плиты составил 55 мм, также вблизи колонн появились трещины.
Цель: необходимо установить причину высокого прогиба плиты на этапе строительного периода и появления трещин. Предполагаемых причин может быть две:
- прогибы плиты обусловлены конструктивными и проектными ошибками (недостаточная толщина плиты, недостаточное количество арматуры или неграмотное её размещение в плите);
- технологические ошибки на строительной площадке при создании и монтаже плиты и соседних конструктивных элементов.
Для достижения поставленной цели в рамках данного исследования были решены следующие задачи:
1. Выполнен нелинейный расчёт монолитной плиты перекрытия в современном программном комплексе.
2. На основе анализа расчётов определена вероятная причина превышений допустимых прогибов плиты на строительной площадке.
2. Методы и принципы исследования
При возведении каркаса здания К1 применена каскадная технология раннего распалубливания плит перекрытий. В этой связи из анализа проекта производства работ и хронологии возведения перекрытий по материалам исполнительной документации установлено следующее.
Каждая из плит возводимых перекрытий при укладке бетонной смеси в опалубку, передавала нагрузку вниз через леса опалубки и поддерживающие стойки на два нижерасположенных перекрытия. По данным проекта производства работ при достижении прочности бетоном возводимого перекрытия не менее 80% проектной величины производился демонтаж опалубки с лесами с последующим выставлением поддерживающих стоек. В период времени между демонтажем опалубки и выставлением поддерживающих стоек в плите сформировалось напряженно-деформированное состояние от действия собственного веса самой плиты. Вес возводимого этажом выше перекрытия (вес опалубки с лесами, бетонной смеси и монтажная нагрузка) передавались на две плиты: на рассматриваемое перекрытие через леса с опалубкой и на перекрытие, расположенное ниже, через поддерживающие стойки. Вес возводимого двумя этажами выше перекрытия (вес опалубки с лесами, бетонной смеси и монтажная нагрузка) передавались также на две плиты: на плиту этажом выше через леса с опалубкой и на рассматриваемое перекрытие через поддерживающие стойки. В итоге каждая из плит перекрытий в процессе ее возведения испытала на себе максимальную нагрузку, состоящую из собственного веса, из около 50% нагрузки от опалубки с лесами, бетонной смеси и монтажной нагрузки поочередно от одного из двух возводимых выше плит. Сбор нагрузок на плиту представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Сбор технологических нагрузок на участок перекрытия толщиной 200(мм) на отметке +7,050
№ п/п | Вид нагружения | Наименование нагрузки | Норм. значение, кг/м2 | Коэф. надежн. | Расч. значение, кг/м2 |
1 | постоянное | Собственный вес плиты на отм.(+7,050) толщиной 200(мм), плотностью 2500 (кг/м.куб) - (q0) | 500 | 1,1 | 550 |
2 | кратковременное | Собственный вес опалубки вышерасположенного перекрытия - (g) | 40 | 1,3 | 52 |
3 | кратковременное | Нагрузка от людей | 75 | 1,3 | 97,5 |
4 | кратковременное | Собственный вес плиты (бетонной смеси) на отм.( +7,050) толщиной 200(мм), плотностью 2500 (кг/м.куб) - (qn) | 500 | 1,1 | 550 |
Всего: технологические нагрузки на перекрытие | 1115 | – | 1249,5 | ||
В том числе нагрузки, за исключением собственного веса | 615 | – | 699,5 |
В результате геодезического обследования было установлено, что прогиб плиты на этапе строительных работ существенно выше допустимого (рис. 1).

Рисунок 1 - Фактические прогибы в контрольных точках плиты перекрытия 2-го этажа
Допустимый прогиб для пролета в 8 метров (максимальный пролёт в плите): L/216=8м/217=8000мм/217=38,86мм
В качестве расчётной модели выступает монолитное железобетонное здание – наземная автостоянка. Расчётная схема плиты фрагментирована из этого здания, и опирается как на колонны и стены здания. Толщина плиты 200 мм.

Рисунок 2 - Плита в составе монолитного каркаса здания
Примечание: а – пространственная 3D модель; б – дискретная модель
Для нивелирования концентрации напряжений при расчёте, в местах опирания плиты на колонны и часть стен, внедрены абсолютно жёсткие тела (рис. 2б.).
Основное армирование (верхнее и нижнее) выполнено сетками арматуры А500, d=10, с шагом 200 мм в вертикальном и горизонтальном направлениях. Дополнительное верхнее и нижнее армирование технологического отверстия в плите выполнено арматурой А500С, d=20 мм. На рисунке 3 представлено нижнее дополнительное армирование плиты: конструктивная схема (рис. 3а), а также армирование в ПК ЛИРА САПР — площади нижней арматуры вдоль осей X и Y (рис. 3 б,в). На рисунке 4 представлено верхнее армирование плиты.

Рисунок 3 - Нижнее армирование плиты
Примечание: а – нижние дополнительные сетки арматуры A500С, d=10÷20 мм; б – площадь нижней арматуры (технология заданного армирования) вдоль оси X в ПК ЛИРА САПР; в – площадь нижней арматуры (технология заданного армирования) вдоль оси Y в ПК ЛИРА САПР

Рисунок 4 - Верхнее армирование плиты
Примечание: а – верхние дополнительные сетки арматуры A500С, d=10÷25 мм; б – площадь верхней арматуры (технология заданного армирования) вдоль оси X в ПК ЛИРА САПР; в – площадь нижней арматуры (технология заданного армирования) вдоль оси Y в ПК ЛИРА САПР
Учёт кратковременной ползучести бетона подразумевает изменение модуля деформации, на участке без трещин, согласно п.8.2.26 из СП 63.13330:
при непродолжительном действии нагрузки секущий модуль равен:
где Eb — начальный модуль упругости бетона.
Поскольку в ПК ЛИРА САПР, диаграмма напряжения-деформации строится без непосредственного использования модуля деформаций, учёт кратковременной ползучести будет выполняться путём умножения относительных деформаций и
на коэффициент 1/0,85.
Значения относительных деформаций ,
,
,
представлены в таблице 2. При кратковременной ползучести относительные деформации, остаются неизменными, т.к. ползучесть для них следует учитывать только при продолжительном действии нагрузок.
Таблица 2 - Диаграмма напряжения-деформации с учётом кратковременной ползучести бетона
Деформация | Напряжения, МПа | Как определить |
εb2 = -0,0035 | -22 | Из исходной диаграммы СП 63.13330 |
εb0 = -0,002 | -22 | Из исходной диаграммы СП 63.13330 |
εb1 = -0,00048 | -13,2 | П. 8.2.26. ɛb1= 0,00041*(1/0,85) =0,00048 σb1=0,6*Rbn=0,6*22=13,2 |
0 | 0 | Переход между сжатым и растянутым состоянием |
εbt2 = -0,00038 | 1,05 | П. 8.2.26. ɛbt1= 0,000032*(1/0,85)= 0,000038 σbt1=0,6*Rbtn=0,6*1,75=1,05 |
εbt0 =-0,0001 | 1,75 | Из исходной диаграммы СП 63.13330 |
εbt2 =-0,00015 | 1,75 | Из исходной диаграммы СП 63.13330 |
Рассмотрим закон нелинейного деформирования арматуры. В связи с тем, что в качестве определяющего сочетания нагрузок принято сочетание нормативных постоянных и длительно действующих нагрузок, в качестве закона нелинейного деформирования армирующего материала — стержневой арматуры — из библиотеки ВК «Лира-САПР» принят закон №11 – экспоненциальная зависимость с нормативными показателями прочности арматурной стали.
Арматура — стержневая горячекатанная класса А500С.
– начальное значения модуля упругости на сжатие/растяжение (п.6.2.12): Es-= Es+= 200000 МПа;
– предельное значение напряжения на сжатие для расчётов по второй группе предельных состояний (табл. 6.13): σs-= Rscn = 500 МПа;
– предельное значение напряжения на сжатие для расчётов по первой группе предельных состояний (табл. 6.14): σs-= Rsc = 435 МПа;
– предельное значение напряжения на растяжение для расчётов по второй группе предельных состояний (табл. 6.13): σs+= Rsn = 500 МПа;
предельное значение напряжения на растяжение для расчётов по первой группе предельных состояний (табл. 6.14): σs+= Rs = 435 МПа;
– предельная деформация на растяжение и сжатие для первой и второй групп (п.6.2.14): εs+пр = εs-пр= εs2=0,025
3. Основные результаты
Рассмотрим результаты расчёта монолитной плиты перекрытия многоэтажного здания. Плита толщиной 200 мм взята на отметке +7,050.

Рисунок 5 - Результаты расчёта монолитной плиты
Примечание: а – перемещений на последнем шаге; б – моментов Мх; в – моментов Мy

Рисунок 6 - Результаты подбора нижней арматуры
Примечание: а – в направлении оси Х; б – в направлении оси Y

Рисунок 7 - Результаты подбора верхней арматуры
Примечание: а – в направлении оси Х; б – в направлении оси Y

Рисунок 8 - Результаты проверки ТЗА
Примечание: а – проверка по прочности; б – проверка по раскрытию трещин

Рисунок 9 - Ширина раскрытия трещин
Примечание: а – в верхнем слое; б – в нижнем слое

Рисунок 10 - Максимальные напряжения
Примечание: а – в верхнем слое; б – в нижнем слое
4. Обсуждение
По результатам анализа проектной, рабочей и исполнительной документации, результатов натурных инструментальных обследований перекрытия на отм. +7,150(м), а также проверочного расчёта этой плиты, можно сделать следующие выводы:
1. Прогибы плиты от действия постоянных, длительных и кратковременных нагрузок, не превысили допустимого прогиба для пролёта в 8 метров, согласно СП 20.13330.2016.
Допустимый прогиб для пролета в 8 метров (максимальный пролёт в плите):
мм
Максимальный проектный прогиб в результате расчёта от технологических нагрузок составил 27,3 мм, что составляет около 30% от допустимого и удовлетворяет условиям расчёта по жёсткости. Очевидно, что геометрические характеристики плиты, граничные условия, характеристики материалов и конструктивная схема, согласно проекту, соответствует условиям по допустимым прогибам. При этом, фактический прогиб составил 55 мм, что почти вдвое превысило величину расчётного прогиба, и на 30% превысило допустимый прогиб по СП.
Расчётные моменты Мх и My близки по значениям между собой, что говорит об эффективном использовании геометрии и закреплений плиты.
2. Требуемое армирование плиты не превышает значений проектного. При этом области дополнительного армирования, предложенные расчётом, совпадают с аналогичными областями проектного дополнительного армирования.
3. Ширина раскрытия трещин также не превышает допустимой 0,3 мм при кратковременном нагружении.
5. Заключение
Таким образом, в статье решается физически-нелинейная задача по определению напряжённо-деформированного состояния (НДС) плиты при нагрузках строительного периода. Основная цель этого этапа состоит в определении деформаций плиты при максимально неблагоприятном нагружении от нагрузок строительного периода, сравнив эти деформации с фактически возникшими от технологических нагрузок.
Результатом статьи является определение деформаций плиты и формирование выводов об их природе и причинах возникновения. Также определяется армирование плиты и выполняется проверка по двум группам ПС с уже существующим в плите проектным армированием.
В целом подтверждается вывод о том, что плита испытала на себе фактически максимальную нагрузку, состоящую из собственного веса самой плиты и приблизительно 100% нагрузки от опалубки с лесами, бетонной смеси и монтажной нагрузки плиты перекрытия третьего этажа, при не более чем 70% прочности — и это явилось вероятной причиной появления трещин и деформаций 60мм и более.
При действии нагрузок строительного периода:
- картина и величина расчетного продолжительного раскрытия трещин в плите говорит о том, что механические характеристики бетона (прочность на растяжение, прочность на сжатие, модуль упругости), не соответствуют бетону класса B30. Очевидно, что на момент распалубки, бетон набрал менее 70% своей прочности. Это подтверждается результатами расчётов;
- расчетные максимальные прогибы плиты в строительный период не превышают допустимых нормами значений для условий действия полной нагрузки эксплуатационного периода;
- несущая способность плиты при действии нагрузок строительного периода обеспечена.