Анализ возможностей цифровизации строительного комплекса для совершенствования ведения исполнительной документации
Анализ возможностей цифровизации строительного комплекса для совершенствования ведения исполнительной документации
Аннотация
В статье описываются основные проблемы и недостатки приема и сдачи исполнительной документации генеральному подрядчику, акцентируется внимание на самые сложные и существенные трудности, возникающие при работе с подрядными организациями. Приведен краткий обзор литературной и нормативной базы. Проведен анализ программного комплекса по цифровизации и автоматизации всех процессов в девелоперской компании с описанием преимуществ: сокращении временного ресурса и удобств оформления документов. На основании изучения приказов Министерства строительства Российской Федерации, рекомендующих обеспечить электронное ведение исполнительной документации на объектах, строящихся за счет средств государственного бюджета. Проанализирован облачный сервис, который позволяет сократить сроки производства работ, минимизировать недостатки сдачи и приемки исполнительной документации на объектах капитального строительства.
1. Введение
В настоящее время в строительной отрасли сдача и прием исполнительной документации очень затруднены. Связано это с возникающими проблемами и недостатками при проверке исполнительной документации.
У генерального подрядчика в ходе промежуточных проверок исполнительной документации до сдачи в государственный строительный надзор выявляются следующие существенные проблемы и недостатки:
1) имеется большая вероятность забыть присвоить или же присвоить ошибочный номер тому или иному документу, не занести его в приложение с содержанием комплекта, а также подшить к пакету документов не подписанный исполнителем документ;
2) в подрядной организации линейный специалист на площадке часто упускает из виду заполнение журналов общих работ и зачастую обязанности линейного специалиста возлагаются на специалиста производственно-технического отдела (далее – ПТО), который не обладает информацией, какие виды работ и в какие даты производились на строительной площадке. По итогу фактические выполненные даты работ не совпадают с журналом общих работ;
3) подрядные организации с целью экономической выгоды обращаются к услугам аутсорсинга по подготовке исполнительной документации. Зачастую такой исполнитель набирает большое количество подрядов, не оценивая объем и сроки, которые потребуются для подготовки исполнительной документации (далее – ИД), в итоге нарушаются все сроки, замечания, полученные генеральным подрядчиком, остаются не устраненными, подрядная организация не может вовремя подписать акт о выполненных работах;
4) часто фальсифицируют результаты собственного контроля и пытаются допустить в работу бракованные материалы, в результате в работе используются материалы, не соответствующие проектной документации, имеющие явные и скрытые дефекты, без необходимой товаросопроводительной документации;
5) наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов в сфере ПТО, которые обладают знаниями о всех технологиях производства работ. Так, например, при заполнении актов освидетельствования скрытых работ (далее – АОСР) в пункте №1 «К освидетельствованию предъявлены следующие работы: исполнитель указывает некорректные наименования выполненных работ согласно рабочей документации.
Все вышеперечисленные проблемы ведут к тому, что при вводе объекта капитального строительства (далее – ОКС) в эксплуатацию заказчик получает некачественный продукт. По причине некачественного продукта могут появляться дефекты. Заказчик должен устранить недостатки, обнаруженных в течение времени действия гарантии с целью восстановления заданного в них качества.
2. Цель и задачи исследования
Цель – разработка рекомендаций по минимизации недостатков при приеме и сдаче исполнительной документации заказчику, модели цифровизации процессов и алгоритма завершения строительства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) анализ научных публикаций;
2) рассмотрение процессов приема и сдачи исполнительной документации;
3) выявление проблем, возникающих при сдаче исполнительной документации;
4) обзор существующих решений по переходу к ведению исполнительной документации в облачных сервисах.
3. Анализ публикаций
Вопросы по составлению, приеме и сдачи исполнительной документации рассматривались в исследованиях авторов: Летчфорд А. Н., Шинкеевич В. А. , Фатун Е. Е., Бобровой Т. В. , Куренков О. Г., Олейник П. П. , Неровная Ю. А. , Мотылев Р. В., Карпушкин А. С. , Городнюк Г. С., Мамаев А. Е., Свиницкий В. А., Сердюков А. А. , Олейник П. П., Бродский В. И. , Кузьмина Т. К., Зенов В. С. , Титлов К. Л., Коркишко А. Н., Чухлатый М. С., Сергеев А. Н.
.Анализируя все вышеперечисленные публикации, выявлено, что в них достаточно информативно описаны все выдержки из РД-11-02-2006 , указаны все процессы по приемке и сдаче исполнительной документации, по осуществлению входного, операционного и приемочного контроля на площадке, а также анализируются процессы строительного контроля в сравнении с зарубежными подходами. Нормативный документ РД-11-02-2006 несет регламентированный характер и в нем содержится недостаточно информации для документального подтверждения выполненных работ. На сегодняшний день в современном строительстве все же остаются существенные проблемы и недостатки по завершению строительства объектов.
4. Объект исследования
Исполнительная документация – это документация, которая составляется участником, осуществляющим строительство. Участниками являются: генеральный подрядчик, подрядная организация, субподрядная организация. В договоре, техническом задании подряда с генеральным подрядчиком либо напрямую с техническим заказчиком указывается пункт, где участник, осуществляющий строительство обязан предоставить необходимую сопутствующую исполнительную документацию по завершении производства работ, а также он обязан руководствоваться регламентом технического заказчика.
Исполнительная документация состоит из:
1. Титульный лист.
2. Реестр.
3. Паспорта, сертификаты качества, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, санитарно – эпидемиологическое заключение (Далее – СЭЗ), протоколы испытаний.
4. Акты освидетельствования скрытых работ, акты освидетельствования ответственных конструкций.
5. Исполнительные геодезические съемки.
6. Комплект рабочих чертежей со всеми изменениями
7. Специальные журналы работ.
В Российской Федерации состав и порядок ведения исполнительной документации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регламентирован в нормативных актах:
• Приказ № 344/пр от 16.05.2023 – Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
;• ГОСТ Р 51872–2019 – Документация геодезическая исполнительная. Правила выполнения
;• СП 68.13330.2017 - Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов
;• Градостроительный кодекс РФ (Далее – ГрК РФ)
;• СП 48.13330.2019 – Организация строительства
.Девелоперские компании сталкиваются с бесконечным потоком документов, которые легко теряются среди подрядчиков, генподрядчиков, заказчиков и контрагентов. Многие подрядные организации производят свою деятельность так, что изделия поступают без товаросопроводительной документации или ее утери. При запросах получения дубликатов и оригиналов уходит большое количество времени. Поэтому процесс сдачи и приемки исполнительной документации проводится с фальсификацией.
Многие девелоперы ведут приемку и сдачу исполнительной документации в традиционном формате, в связи с тем, что, по действующим нормам, большая часть документооборота по общестроительным и инженерным работам должна быть именно на бумаге, следовательно, девелоперы не готовы к нововведениям цифровизации процессов. Автор предполагает, что невозможность перехода может быть связана с финансовой нагрузкой, санкциями на зарубежное программное обеспечение.
5. Решение задачи и предложения по цифровизации строительного комплекса
Разработчики «Союз строительных компаний Урала и Сибири» (Далее – ССК УрСиб) в 2021–2022 годах начали активно работать в области совершенствования методов формирования и сдачи исполнительной документации, в 03.06.2022 году был издан ГОСТ Р 70108-2022
, который успешно вступил в силу 01.01.2023 году. Также разработчики «Союз строительных компаний Урала и Сибири» в ГОСТ Р 70108-2022 регламентировали электронную версию этих процессов и обеспечили застройщика (технического заказчика) правом выбора одного из двух вариантов осуществления процессов формирования и ведения исполнительной документации. Главной задачей было исключить однообразную работу по дублированию записей в разных документах, обеспечить сокращение документооборота на бумажных носителях, уменьшение трудозатрат и повышение уровня соответствия документации выполненным работам. А контроль процессов должен устанавливаться посредством программных и технических средств на физических носителях или с помощью сети Интернет или Рунет.Стоит отметить, что Министерство строительства РФ не осталось в стороне без внимания и разработало на период до 6-ти лет способ составления исполнительной документации (Далее – ИД) в электронном виде. Данный порядок был утвержден приказом Министерства и строительства ЖКХ РФ № 344/пр от 16 мая 2023 года «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»
.Приказ вступил в силу с 1 сентября 2023-го и будет действовать до 1 сентября 2029 года. В этом документе подробно указаны требования и выдержки к составу исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (Далее – ОКС). По добровольному решению заказчика (технического заказчика) осуществляется формирование документации на бумажном носителе, либо в форме электронных документов без дублирования на бумажном носителе.
Автор, ознакомившись с Постановлением Мэра Москвы № 399-ПП от 15.03.2023 г.
, установил, что необходимо обязывать и устанавливать ведение исполнительной документации в электронном виде. Руководствуясь данным постановлением, технический заказчик вправе утверждать состав исполнительной документации. Этот документ распространяет свое действие на госзаказчиков выполняющие работы за счет средств бюджета города Москвы. Следовательно, в дальнейшем каждый регион РФ будет выпускать такой документ.Кроме того, произошли изменения в общем журнале работ. Вступил в силу приказ Минстроя N 1026/ПР
, в котором рекомендуется ведение общего журнала работ в электронном виде. Таким образом, дублировать документ на бумажном носителе не требуется, то есть все допустимо делать на персональном компьютере.Журнал представляют в виде файлов формата XML и подписывают усиленной неквалифицированной электронной подписью. Схемы XML для документа разрабатываются Минстроем, публикуются им на сайте ведомства и в течение 3 месяцев с этой даты становятся обязательными к применению.
В настоящее время в городе Москве активно реализуется пилотный проект компанией GASKAR GROUP
. Цифровизация строительного комплекса осуществляется с помощью программного комплекса на платформе «EXON.ИТД». Оформление и согласование исполнительной документации в одном модуле для всех участников проекта. «EXON.ИТД» экономит время и приводит исполнительно-техническую документацию в удобный вид, а также позволяет автоматизировать реализацию строительных проектов. Единственный недостаток, данной платформы, малый опыт использования на региональном уровне.Проанализировав все проблемы и недостатки процессов входного контроля и приемки продукции, изделий, материалов и конструкций без товаросопроводительной документации, появляется необходимость цифровизировать данный процесс.
Рассмотрим потенциальные пути решения проблем и недостатков.
В первую очередь нужно создать цифровой паспорт, который позволит точно идентифицировать каждую единицу выпускаемой продукции и отслеживать ее путь от производства до места использования.
Рисунок 1 - Цифровой паспорт продукции
6. Заключение
Таким образом, можно сделать выводы о том, что цифровизация процессов строительного комплекса может привести к улучшению качества продукта и экономии временного и финансового ресурса.
При этом ведение исполнительной документации в облачном сервисе активно бы использовалось должностными лицами государственного строительного надзора (Далее – ГСН), поскольку процесс проверки на объекте, если она проводится должным образом, весьма непрост и занимает достаточно продолжительное время.
Согласно официальному сайту Минстроя России, опубликован документ о стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, в котором указана информация о создании суперсервиса «Цифровое строительство» (пункт 6.1 «Трансформация строительной отрасли») , следовательно, можно полагать, что российская строительная отрасль окончательно войдет в «цифровую эпоху» уже в ближайшие годы, а именно в период до 2030 года.