Дизайн-концепция тематического парка им. атамана Степана Ефремова (станица Старочеркасская)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/mca.2025.66.4
Выпуск: № 11 (66), 2025
Предложена:
31.08.2025
Принята:
21.10.2025
Опубликована:
21.11.2025
9
0
XML
PDF

Аннотация

Работа посвящена разработке дизайн-концепции бренда тематического парка им. Ефремова (станица Старочеркасская) на основе изучения особенностей проектирования бренда территории. В результате анализа истории развития станицы были выявлены основные особенности и достопримечательности территории, которые легли в основу концепции туристического маршрута города. В оформлении визуального стиля парка им. Атамана Степана Ефремова были использованы средства визуальной коммуникации, произведен подбор материалов для элементов навигации, вписывающихся в среду проектирования.

Разработаны экспериментальное графическое сопровождение и дизайн-концепция тематического парка им. Атамана Степана Ефремова. Дизайн-концепция тематического парка им. Атамана Степана Ефремова была разработана с целью привлечения большего внимания к глубокой истории и аутентичности казачьей культуры и быта, чтобы сохранить и передать особенности этой культуры будущим поколениям.

1. Введение

Актуальность темы исследования обусловлена одной из важнейших проблем социокультурной деятельности в современном обществе — территориальным брендингом, будь то регионы, города, либо небольшие зоны в структуре городских поселений, посредством продвижения культурных и экологических объектов местности. Повышение интереса к имиджу конкретной территории и дает основу для актуальности создания бренда территории.

Бренд отражает жизненный уклад людей определенной территории, как с экологической, так и с культурологической стороны жизни. То есть важными аспектами являются процесс формирования экологического сознания и желания людей, углубление и развитие направления природоохранных технологий в сфере дизайна, сохранение и укрепление культурных и национальных традиций территории при помощи средств дизайн-проектирования

.

В брендинге необходимо внимательно относиться к стилю, так как стиль является отражением проектной культуры на территории какой-либо страны, или национальной группы. Поэтому можно назвать актуальным культурно-экологический подход в дизайне брендов, который характеризуется определенным набором семантических признаков, собранных и отображенных в художественном образе.

Территориальный брендинг — это бренд страны, региона, города либо иного территориального образования, который является важным фактором продвижения территории, опирается на политический, экономический, социокультурный потенциал территории и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности

.

Также нельзя не отметить, что брендинг территорий влияет и на культурный аспект жизни населения: визуальный стиль, будучи одним из самых доступных способов передачи информации, повышает осведомленность как местного населения, так и туристов о специфике и культурной составляющей конкретной местности, будь то этнические особенности, традиции и другие особенности территории.

Степень изученности темы:

Тема исследования находит свое отражение в трудах отечественных и зарубежных специалистов, посвященных изучению композиционных, архитектурно-дизайнерских, колористических, ландшафтных и других проблем. Анализируя научные исследования регионального бренда, можно отметить, что они чаще описывают экономические аспекты, а не культурологическую или экологическую проблематику.

Проблеме бренда территории посвящены работы отечественных исследователей: М.Ю. Тимофеев

, Н.А. Анашкиной
, М.В. Назукиной
, Л.В. Смирнягина
. В публикациях иностранных авторов отражены в большей степени вопросы регионального брендирования в устойчивом развитии территорий, а также при изучении роли маркетинга территорий в формировании регионального бренда.

Цель работы: разработка дизайн-концепции бренда тематического парка им. Ефремова (станица Старочеркасская), на основе изучения особенностей проектирования бренда территории.

Задачи:

– проанализировать опыт отечественной и зарубежной практики создания бренда территории.

– на основе изучения культурно-исторических аспектов развития казачества определить особенности проектирования, создания визуального стиля для бренда тематического парка им. Ефремова.

– разработать дизайн-концепцию бренда тематического парка им. Ефремова.

Объект исследования: бренд территории культурно-экологической зоны.

Предмет исследования: рекламно-графическое визуальное обеспечение бренда тематического парка им. Ефремова.

Научная гипотеза:

Разработка брендинга тематического парка им. Ефремова позволит увеличить туристическую привлекательность этнокультурной локации и стимулировать экономический рост региона.

Методология исследования: в настоящей работе использованы методики исследования, которые основаны на комплексном подходе: анализ научной литературы методом сравнительного анализа, метод моделирования и метод сценарного проектирования при проектировании, и метод классификации средств навигации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: заключается в разработке теоретико-методической модели проектирования визуального стиля бренда территории культурно-экологической зоны — тематического парка им. Ефремова, который поможет привлечь внимание к проблеме культурной и национальной идентичности, а также к проблеме экологии региона.

Практическая значимость: предложенные проектные решения и особенности могут содействовать экономике территории, проектные предложения могут трансформироваться под различные исходные данные территории; а также могут быть использованы для наработки проектного материала в методических пособиях, и в ходе учебного процесса.

2. Методы и принципы исследования

2.1. Исторические аспекты развития ст. Старочеркасской и казачьей культуры

Станица Старочеркасская расположена на правом берегу реки Дон, в 30 км от города Ростова-на-Дону. Станица имеет богатейшую историю, первое упоминание о ней датировано 1570 годом. Известна прежде всего, как столица Донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова, сюда любил заезжать великий русский поэт А.С. Пушкин. С 1664 года здесь располагалась ставка донского атамана, а кроме этого, в Старочеркасской, в 1667 году началось повстанческое движение Степана Разина, почти 200 лет она была столицей Донской казачьей общины, вплоть до 1805 года, когда из-за постоянного затопления Доном, ставку донского атамана перенесли в новую крепость Новочеркасск.

На одном из самых возвышенных мест острова в 1650 году был выстроен деревянный Воскресенский войсковой собор, с просторной площадью — майданом, где обычно собирались Войсковые Круги для решения насущных задач. Воскресенский собор был построен по обету, данному казаками во время Азовского сидения

.

Здесь, в середине 18-го века, появляется первое сооружение — атаманский дворец Данилы Ефремова. Атаманское подворье включает в себя также Донскую домовую церковь (1756–1761), расположенную напротив дворца, ряд хозяйственных построек и фамильное кладбище Ефремовых. По мере присоединения к Российской империи новых земель станица начинает терять своё военное значение. Официально перенос столицы объяснялся исключительно прозаическими причинами: постоянными наводнениями весной и постоянными пожарами в остальное время. В 1738 году правительство утвердило войсковым атаманом Данилу Ефремова, позже в 1753 году его сын Степан Ефремов тоже стал атаманом.

С их именем связано строительство в Черкасске многих зданий. Прежде всего, это — Ефремовское подворье, дом атаманов — настоящий дворец, выдержанный в классическом стиле. Внутри на стенах роскошных покоев висели портреты царствующих особ, прославленных атаманов, самого Степана Ефремова и его третьей жены — красавицы Меланьи Карповны. Атаманский дворец, гордость Черкасска, представлял собой величественное здание из белого камня, украшенное изящной лепниной и резными наличниками окон. Двухэтажное строение с высоким подвалом, где хранились вина и припасы, венчала покатая крыша, покрытая дорогой черепицей, привезённой, из самой Голландии. Главный фасад, обращённый к Донской домовой церкви, был особенно богат архитектурными деталями: ионические колонны поддерживали широкий балкон, с которого атаманы могли наблюдать за жизнью города. Окна, огромные и светлые, были расписаны витражами, изображающими сцены из казачьей жизни и библейские сюжеты. Донской атаман Данила Ефремов оставил после себя неувядающую славу, атаманское подворье в Старочеркасской с дворцом и церковью, где сейчас размещен музей донского казачества

.

В настоящее время одним из примеров городских парковых зон является парк «Ефремовский» в станице Старочеркасская. Парк благоустроен тропинками и гравиевыми и тротуарными дорожками, оборудован велодорожками и детскими площадками, в нем высажены деревья и установлены лавочки, урны, система освещения и системы автополива. Но, несмотря на это, парк «Ефремовский» нельзя назвать местом притяжения туристов и горожан. Одной из причин можно назвать отсутствие информационной среды в парке, что, в свою очередь, нарушает коммуникативное взаимодействие человека со средой парка и снижает популярность и притягательность парка для населения как места посещения и проведения своего досуга и отдыха.

2.2. Зарубежный и отечественный опыт формирования территориального брендинга

Территориальный брендинг направлен, прежде всего, на

:

– улучшение репутации и повышение имиджа региона;

– создание положительных ассоциаций у различных аудиторий;

– повышение конкурентоспособности среди других городов;

– расширение зоны экономического развития.

Это наглядно продемонстрировал британский эксперт по национальному бренд-имиджу Саймон Анхольт, он сформировал концепцию конкурентной идентичности в виде шестиугольника

. Предложенную С. Анхольтом методику оценки национальных брендов можно применить и к региону по всем параметрам (рис. 1). Туристические бренды упрощают задачу позиционирования и продвижения местности на региональном и мировом туристическом рынке.

Шестиугольник Анхольта

Рисунок 1 - Шестиугольник Анхольта

Примечание: на основе источника [9]

Основной задачей навигационной системы является облегчение ориентирования человека на территории парка, с целью изучении объектов, достопримечательностей и биоразнообразии флоры и фауны местности.

К носителям навигационной системы в парке относят (рис. 2):

1) карты и схемы;

2) инструкции;

3) таблички;

4) информационные стойки, щиты;

5) навигационные стелы, которые используются на открытых пространствах для указания необходимого направления.

 Элементы навигации в парковой зоне

Рисунок 2 - Элементы навигации в парковой зоне

Обзор аналогов. Зонирование парковых зон является прямой проекцией коммуникативного осмысления пространства. Но, насколько важным является зонирование территории, настолько важно и её информационное наполнение. Также элементом ориентирования являются пиктограммы или иконографика
,
.

Наглядным примером является парк «Зарядье», он является самым большим парком, построенным в центре города Москвы за последние 70 лет. Был открыт в 2017 году в день 870-летию города. Парк был построен за 2,5 года, его строительством занимались около пяти тысяч специалистов

(рис. 3, слева). На рисунке 3, справа представлена схема зонирования московского парка «Зарядье».

Парк «Зарядье» в Москве и его схема зонирования

Рисунок 3 - Парк «Зарядье» в Москве и его схема зонирования

Примечание: источник [12]

Облик парка «Зарядье» получил широкую известность благодаря отличительному фирменному стилю и большому количеству мультимедийных и информационных павильонов, некоторые носители разработанного фирменного стиля представлены на рисунке 4
.
Носители фирменного стиля парка «Зарядье»

Рисунок 4 - Носители фирменного стиля парка «Зарядье»

Примечание: источник [13]

Парк «Зарядье» — это не просто зелёная зона отдыха, это тщательно продуманный и многогранный проект, демонстрирующий синергию природы и высоких технологий. Активное присутствие в российских социальных сетях – лишь верхушка айсберга. За визуально привлекательными постами о предстоящих концертах, мастер-классах и фестивалях скрывается сложная и продуманная стратегия продвижения, направленная на привлечение самой широкой аудитории. С помощью целевой рекламы, сотрудничества с блогерами, а также использованием уникального визуального контента, парк постоянно поддерживает высокую узнаваемость своего бренда. Качественные фотографии и видеоролики, демонстрирующие красоту ландшафта, архитектуру павильонов максимально эффективно показывают потенциал «Зарядья» и заставляют потенциальных посетителей захотеть окунуться в его атмосферу.

Другим ярким примером использования инновационных ландшафтных и коммуникативных решений в проектировании среды также является парк Парк Галицкого (официально — парк «Краснодар») (рис. 5). Уникальность парка Галицкого кроется не только в масштабах (более 200 гектаров), но и в продуманности каждой детали, начиная от ландшафтного дизайна и заканчивая системой коммуникаций.

Парк «Краснодар» в городе Краснодаре

Рисунок 5 - Парк «Краснодар» в городе Краснодаре

Вместо обычных бетонированных дорожек здесь проложены извилистые пешеходные маршруты, имитирующие естественные тропинки, мягко интегрированные в рельеф. Разнообразие растительности поражает: сотни видов деревьев, кустарников и цветов создают неповторимый микроклимат и визуальную гармонию. Особое внимание уделено освещению мягкий, рассеянный свет вечером преображает парк, создавая романтическую и уютную атмосферу
.

Элементы парка в совокупности создают разнообразную коммуникативную среду, в которую погружается каждый посетитель. На рисунке 6 представлены знаки навигации парка «Краснодар».

Элементы системы навигации парка «Краснодар»

Рисунок 6 - Элементы системы навигации парка «Краснодар»

Примечание: источник [14]

Следует отметить, что необходимо отказаться от устаревшего подхода к проектированию парков как изолированных зеленых зон, отделенных от городской среды. Парк должен стать органичной частью городской структуры, пронизывающей её словно река, соединяя разные районы и функциональные зоны. Для достижения этого, необходимо проектировать парковые пространства с учетом принципов универсального дизайна, обеспечивая доступность для всех групп населения людей с ограниченными возможностями, родителей с детьми, пожилых людей
.

2.3. Особенности дизайн-концепции навигационной системы парковых зон

Главная цель парковой навигационной системы — показать человеку, где он находится и дать четкое понимание о том, что его окружает и как добраться до интересующих его мест. Правильно спроектированная система навигации объединяет в себя разные способы визуальной коммуникации: цвет, шрифты, символы и пиктограммы, карты, интерактивные элементы и так далее.

Помимо использования общепринятых международных символов, целесообразно дополнительно использовать текстовые надписи на нескольких языках. Цвет играет важную роль в создании визуальной иерархии: яркие цвета привлекают внимание к основным направлениям, а более спокойные — к дополнительной информации. Все элементы дизайна должны быть объединены единым стилем, который бы отражал концепцию парка и его атмосферу. Для этого может быть разработана специальная цветовая палитра, набор шрифтов и стилистических элементов, которые будут использоваться во всех навигационных указателях.

На этапе производства навигационных объектов необходимо обеспечить высокое качество материалов и исполнения. Указатели должны быть прочными, устойчивыми к вандализму и иметь длительный срок службы. Важно также обеспечить их грамотную установку, учитывая все необходимые технические требования. Авторский надзор на этом этапе гарантирует соответствие конечного результата разработанному проекту и высоким стандартам качества. После установки, необходимо провести тестовые обходы парка, чтобы оценить удобство и эффективность навигационной системы. Обратная связь от посетителей поможет выявить и устранить возможные недостатки и внести корректировки в систему навигации, обеспечив максимальный комфорт и удобство для всех посетителей парка. Регулярное обслуживание и обновление навигационных элементов также является важной частью долгосрочного управления парковой инфраструктурой

.

В целом, современные способы проектирования навигационных систем в парках включают использование различных технологий и инструментов, таких как структура парка, информационные таблички, GPS-навигация, элементы дизайна и AR-технологии. Они позволяют обеспечить эффективную и безопасную навигацию по территории парка для всех его посетителей.

3. Основные результаты

3.1. Предпроектная разработка дизайн-концепции тематического парка им. Ефремова

Развитие парковой зоны позволит увеличить туристический поток и поднять интерес людей к тематическому парку, а вследствие и к культуре и быту казаков, особенностям их жизни, историческим событиям территории и аутентичности местности.

Разработка дизайн концепции проводилась по следующим этапам:

– исследование истории развития станицы Старочеркасска. Выявление исторических мест и достопримечательностей города, углубление в их историю. Рассмотрение быта казаков и создание визуального стиля для графических элементов дизайн-концепции и иллюстраций;

– сбор информации о примерах отечественного и зарубежного брендинга территорий и навигационных систем. Анализ литературных источников, на основе данной информации созданы таблицы развития территориального брендинга;

– на основе визуальной информации были созданы таблицы анализа навигационных систем по типам. Для графического сопровождения критериями послужили типология указателей, цвет, информативность;

– на основе результатов анализа аналогов были выявлены характерные особенности дизайн-концепций территориального брендинга городов. данные особенности применялись при разработке дизайн-концепции тематического парка им. Атамана Ефремова;

– в итоге создание графического обеспечения и оформления дизайн-концепции тематического парка им. Атамана Ефремова.

3.2. Экспериментальная разработка дизайн-концепции тематического парка им. Атамана Ефремова

Основная идея дизайн-концепции парка им. Атамана Степана Ефремова популяризация казачьей культуры через современную призму – воплощается в системе визуальных элементов. Веб-сайт парка, разработанный в соответствии с концепцией, представляет собой интерактивную карту с маршрутами по парку, виртуальными турами по реконструированным казачьим жилищам (представленным в виде 3D-моделей), информацией о исторических личностях, связанных с казачьей культурой и регионом. Он также содержит раздел с мультимедийными материалами видеоролики о казачьих традициях, аудиозаписи казачьих песен, галерею фотографий исторических артефактов. Мобильное приложение дополняет веб-сайт, предоставляя навигацию в режиме реального времени, и возможность заказать экскурсию или бронировать места на мероприятия.

В целом, дизайн-концепция парка им. Атамана Степана Ефремова это целостный и внимательно проработанный проект, направленный на максимально эффективное распространение информации о казачьей культуре среди широкого круга людей, использующий современные технологии и дизайнерские решения для достижения этой цели. Он создает положительный образ казачества, представляя его как богатую и интересную часть исторического и культурного наследия. Благодаря унифицированному стилю и многоканальному распространению информации, парк сможет привлечь большое количество посетителей и познакомить их с уникальной казачьей культурой

.

Поиск формы, стиля логотипа осуществлялся через буквенные композиции, образы предметов быта казаков. Основные выразительные средства — это геометрия, контрасты, работа с текстом и анимация логотипа. В процессе поиска образов (рис. 7), впоследствии используемых в визуальном стиле, было создано несколько концепций и выбрана самая выигрышная с точки зрения подачи и считываемости графического образа (рис. 8).

Поисковые эскизы логотипа для графического сопровождения парка им. Ефремова

Рисунок 7 - Поисковые эскизы логотипа для графического сопровождения парка им. Ефремова

На основе графического языка, используемого в данной концепции, были разработаны и другие элементы, используемые в брендинге территории, такие как пиктограммы и иконки, паттерны.

В графических редакторах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Figma происходил процесс разработки и создания элементов графического обеспечения для территории парка им. Атамана Степана Ефремова.

Варианты логотипа парка им. Ефремова

Рисунок 8 - Варианты логотипа парка им. Ефремова

Иллюстративный материал, паттерны для графического сопровождения парка им. Атамана Степана Ефремова

Рисунок 9 - Иллюстративный материал, паттерны для графического сопровождения парка им. Атамана Степана Ефремова

Для логотипа и навигационной системы была подобрана шрифтовая пара — акцидентный гротескный шрифт SONGER Grotesque и шрифт для наборного текста Helvetica (рис. 8). Оформление рекламной и сувенирной продукции осуществляется за счет разработанной системы паттернов, которые можно использовать как на баннерах, вывесках и указателях, так и для реализации сувениров — кружек, футболок и шопперов (рис. 9, справа)
.

Поиск формы и пропорций элементов навигации выполнялся сначала в виде набросков (рис. 10, слева). В графическом редакторе Adobe Photoshop была разработана дизайн-концепция навигационной системы, включающей в себя пять элементов уличной парковой навигации (рис. 10, справа). При создании системы навигации были использованы описанные выше приемы — адаптивность знаков для разных групп и слоев населения; легкость в восприятии информации благодаря расположению информации внутри стенда на удобном для глаз уровне; использование легкочитаемых шрифтов с корректным кернингом; использование материалов, вписывающихся в среду и не затрудняющих считывание информации с элемента навигации.

Элементы навигации для парка им. Ефремова с поисковыми эскизами

Рисунок 10 - Элементы навигации для парка им. Ефремова с поисковыми эскизами

Также в графическом редакторе Adobe Photoshop была создана карта местности, охватывающая весь Старочеркасск. Такой подход позволяет показать будущее развитие территории и туризма. Все это поможет туристам быстро ориентироваться на местности, избегая ошибок (рис. 11).
Карта парковой зоны станицы Старочеркасск

Рисунок 11 - Карта парковой зоны станицы Старочеркасск

В графическом редакторе Figma был разработан пользовательский сценарий для сайта парка им. Атамана Степана Ефремова (рис. 12). Основной целью сайта является распространение и предоставление информации о событиях, происходящих в парке, интересных исторических личностях станицы, особенностях природы и быта местных казаков
.

На сайте также доступна карта станицы, которая в этом варианте, уже является интерактивной и позволяет взаимодействовать со средой плотнее — при желании можно построить кротчайший маршрут до необходимого места, увидеть время и место проводимых мероприятий в городе, купить билеты в музеи или на фестиваль.

Поисковые эскизы и сайт парка им. Ефремова

Рисунок 12 - Поисковые эскизы и сайт парка им. Ефремова

На фотографиях территории парка им. Атамана Степана Ефремова размещены элементы графического обеспечения и навигации (рис. 13).
Расположение элементов навигации в парке им. Атамана Степана Ефремова

Рисунок 13 - Расположение элементов навигации в парке им. Атамана Степана Ефремова

Парк «Ефремовский» может стать местом притяжения горожан и туристов, где люди будут знакомиться и узнавать больше о культуре друг друга. Популярность территории во многом зависит от запоминающегося и интересного графического сопровождения, которое ассоциируется с неотъемлемыми элементами жизни донского казака. Использование элементов визуального стиля на разных носителях — рекламной и сувенирной продукции — позволит распространить информацию о данной местности и парке.

4. Заключение

Брендинг территории успешен и удачен, если имеет четкую структуру. Важную роль в контексте парковой территории имеет не только разработка графического материала, но и разработка единой навигационной системы, которую можно применить и за пределами парка — в Старочеркасске, создав тем самым единое информационное поле.

Усиливает этот эффект и переход в цифровое пространство, где информация распространяется гораздо быстрее. Применение современных технологий и поддержание сайта парка им. Атамана Степана Ефремова позволит людям, находящимся на удалённом расстоянии изучить историю этого места, и побудить к посещению данного парка.

В результате проведенного исследования, были выявлены основные особенности и достопримечательности территории, которые легли в основу сетки туристического маршрута города. В оформлении визуального стиля парка им. Атамана Степана Ефремова были использованы средства визуальной коммуникации, произведен подбор материалов для элементов навигации, вписывающихся в среду проектирования, что способствует созданию единой концепции, наполненной образами культуры и быта казаков. Дизайн-концепция тематического парка им. Атамана Степана Ефремова была разработана с целью привлечения большего внимания к глубокой истории и аутентичности казачьей культуры и быта, чтобы сохранить и передать особенности этой культуры будущим поколениям.

Подводя итог, можно отметить, что в рамках предложенной дизайн концепции пространства парковой зоны им. Ефремова, были рассмотрены элементы визуального стиля и его влияние на развитие бренда территории. Следовательно, предложенный проект, несомненно, сможет повысить интерес к казачьей культуре и усилить туристическую привлекательность этой парковой зоны.

Метрика статьи

Просмотров:9
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:9