Дизайн-концепция тематического парка им. атамана Степана Ефремова (станица Старочеркасская)
Дизайн-концепция тематического парка им. атамана Степана Ефремова (станица Старочеркасская)
Аннотация
Работа посвящена разработке дизайн-концепции бренда тематического парка им. Ефремова (станица Старочеркасская) на основе изучения особенностей проектирования бренда территории. В результате анализа истории развития станицы были выявлены основные особенности и достопримечательности территории, которые легли в основу концепции туристического маршрута города. В оформлении визуального стиля парка им. Атамана Степана Ефремова были использованы средства визуальной коммуникации, произведен подбор материалов для элементов навигации, вписывающихся в среду проектирования.
Разработаны экспериментальное графическое сопровождение и дизайн-концепция тематического парка им. Атамана Степана Ефремова. Дизайн-концепция тематического парка им. Атамана Степана Ефремова была разработана с целью привлечения большего внимания к глубокой истории и аутентичности казачьей культуры и быта, чтобы сохранить и передать особенности этой культуры будущим поколениям.
1. Введение
Актуальность темы исследования обусловлена одной из важнейших проблем социокультурной деятельности в современном обществе — территориальным брендингом, будь то регионы, города, либо небольшие зоны в структуре городских поселений, посредством продвижения культурных и экологических объектов местности. Повышение интереса к имиджу конкретной территории и дает основу для актуальности создания бренда территории.
Бренд отражает жизненный уклад людей определенной территории, как с экологической, так и с культурологической стороны жизни. То есть важными аспектами являются процесс формирования экологического сознания и желания людей, углубление и развитие направления природоохранных технологий в сфере дизайна, сохранение и укрепление культурных и национальных традиций территории при помощи средств дизайн-проектирования .
В брендинге необходимо внимательно относиться к стилю, так как стиль является отражением проектной культуры на территории какой-либо страны, или национальной группы. Поэтому можно назвать актуальным культурно-экологический подход в дизайне брендов, который характеризуется определенным набором семантических признаков, собранных и отображенных в художественном образе.
Территориальный брендинг — это бренд страны, региона, города либо иного территориального образования, который является важным фактором продвижения территории, опирается на политический, экономический, социокультурный потенциал территории и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности .
Также нельзя не отметить, что брендинг территорий влияет и на культурный аспект жизни населения: визуальный стиль, будучи одним из самых доступных способов передачи информации, повышает осведомленность как местного населения, так и туристов о специфике и культурной составляющей конкретной местности, будь то этнические особенности, традиции и другие особенности территории.
Степень изученности темы:
Тема исследования находит свое отражение в трудах отечественных и зарубежных специалистов, посвященных изучению композиционных, архитектурно-дизайнерских, колористических, ландшафтных и других проблем. Анализируя научные исследования регионального бренда, можно отметить, что они чаще описывают экономические аспекты, а не культурологическую или экологическую проблематику.
Проблеме бренда территории посвящены работы отечественных исследователей: М.Ю. Тимофеев , Н.А. Анашкиной , М.В. Назукиной , Л.В. Смирнягина . В публикациях иностранных авторов отражены в большей степени вопросы регионального брендирования в устойчивом развитии территорий, а также при изучении роли маркетинга территорий в формировании регионального бренда.
Цель работы: разработка дизайн-концепции бренда тематического парка им. Ефремова (станица Старочеркасская), на основе изучения особенностей проектирования бренда территории.
Задачи:
– проанализировать опыт отечественной и зарубежной практики создания бренда территории.
– на основе изучения культурно-исторических аспектов развития казачества определить особенности проектирования, создания визуального стиля для бренда тематического парка им. Ефремова.
– разработать дизайн-концепцию бренда тематического парка им. Ефремова.
Объект исследования: бренд территории культурно-экологической зоны.
Предмет исследования: рекламно-графическое визуальное обеспечение бренда тематического парка им. Ефремова.
Научная гипотеза:
Разработка брендинга тематического парка им. Ефремова позволит увеличить туристическую привлекательность этнокультурной локации и стимулировать экономический рост региона.
Методология исследования: в настоящей работе использованы методики исследования, которые основаны на комплексном подходе: анализ научной литературы методом сравнительного анализа, метод моделирования и метод сценарного проектирования при проектировании, и метод классификации средств навигации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: заключается в разработке теоретико-методической модели проектирования визуального стиля бренда территории культурно-экологической зоны — тематического парка им. Ефремова, который поможет привлечь внимание к проблеме культурной и национальной идентичности, а также к проблеме экологии региона.
Практическая значимость: предложенные проектные решения и особенности могут содействовать экономике территории, проектные предложения могут трансформироваться под различные исходные данные территории; а также могут быть использованы для наработки проектного материала в методических пособиях, и в ходе учебного процесса.
2. Методы и принципы исследования
2.1. Исторические аспекты развития ст. Старочеркасской и казачьей культуры
Станица Старочеркасская расположена на правом берегу реки Дон, в 30 км от города Ростова-на-Дону. Станица имеет богатейшую историю, первое упоминание о ней датировано 1570 годом. Известна прежде всего, как столица Донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова, сюда любил заезжать великий русский поэт А.С. Пушкин. С 1664 года здесь располагалась ставка донского атамана, а кроме этого, в Старочеркасской, в 1667 году началось повстанческое движение Степана Разина, почти 200 лет она была столицей Донской казачьей общины, вплоть до 1805 года, когда из-за постоянного затопления Доном, ставку донского атамана перенесли в новую крепость — Новочеркасск.
На одном из самых возвышенных мест острова в 1650 году был выстроен деревянный Воскресенский войсковой собор, с просторной площадью — майданом, где обычно собирались Войсковые Круги для решения насущных задач. Воскресенский собор был построен по обету, данному казаками во время Азовского сидения .
Здесь, в середине 18-го века, появляется первое сооружение — атаманский дворец Данилы Ефремова. Атаманское подворье включает в себя также Донскую домовую церковь (1756–1761), расположенную напротив дворца, ряд хозяйственных построек и фамильное кладбище Ефремовых. По мере присоединения к Российской империи новых земель станица начинает терять своё военное значение. Официально перенос столицы объяснялся исключительно прозаическими причинами: постоянными наводнениями весной и постоянными пожарами в остальное время. В 1738 году правительство утвердило войсковым атаманом Данилу Ефремова, позже в 1753 году его сын Степан Ефремов тоже стал атаманом.
С их именем связано строительство в Черкасске многих зданий. Прежде всего, это — Ефремовское подворье, дом атаманов — настоящий дворец, выдержанный в классическом стиле. Внутри на стенах роскошных покоев висели портреты царствующих особ, прославленных атаманов, самого Степана Ефремова и его третьей жены — красавицы Меланьи Карповны. Атаманский дворец, гордость Черкасска, представлял собой величественное здание из белого камня, украшенное изящной лепниной и резными наличниками окон. Двухэтажное строение с высоким подвалом, где хранились вина и припасы, венчала покатая крыша, покрытая дорогой черепицей, привезённой, из самой Голландии. Главный фасад, обращённый к Донской домовой церкви, был особенно богат архитектурными деталями: ионические колонны поддерживали широкий балкон, с которого атаманы могли наблюдать за жизнью города. Окна, огромные и светлые, были расписаны витражами, изображающими сцены из казачьей жизни и библейские сюжеты. Донской атаман Данила Ефремов оставил после себя неувядающую славу, атаманское подворье в Старочеркасской с дворцом и церковью, где сейчас размещен музей донского казачества .
В настоящее время одним из примеров городских парковых зон является парк «Ефремовский» в станице Старочеркасская. Парк благоустроен тропинками и гравиевыми и тротуарными дорожками, оборудован велодорожками и детскими площадками, в нем высажены деревья и установлены лавочки, урны, система освещения и системы автополива. Но, несмотря на это, парк «Ефремовский» нельзя назвать местом притяжения туристов и горожан. Одной из причин можно назвать отсутствие информационной среды в парке, что, в свою очередь, нарушает коммуникативное взаимодействие человека со средой парка и снижает популярность и притягательность парка для населения как места посещения и проведения своего досуга и отдыха.
2.2. Зарубежный и отечественный опыт формирования территориального брендинга
Территориальный брендинг направлен, прежде всего, на :
– улучшение репутации и повышение имиджа региона;
– создание положительных ассоциаций у различных аудиторий;
– повышение конкурентоспособности среди других городов;
– расширение зоны экономического развития.
Это наглядно продемонстрировал британский эксперт по национальному бренд-имиджу Саймон Анхольт, он сформировал концепцию конкурентной идентичности в виде шестиугольника . Предложенную С. Анхольтом методику оценки национальных брендов можно применить и к региону по всем параметрам (рис. 1). Туристические бренды упрощают задачу позиционирования и продвижения местности на региональном и мировом туристическом рынке.

Рисунок 1 - Шестиугольник Анхольта
Примечание: на основе источника [9]
К носителям навигационной системы в парке относят (рис. 2):
1) карты и схемы;
2) инструкции;
3) таблички;
4) информационные стойки, щиты;
5) навигационные стелы, которые используются на открытых пространствах для указания необходимого направления.

Рисунок 2 - Элементы навигации в парковой зоне
Наглядным примером является парк «Зарядье», он является самым большим парком, построенным в центре города Москвы за последние 70 лет. Был открыт в 2017 году в день 870-летию города. Парк был построен за 2,5 года, его строительством занимались около пяти тысяч специалистов (рис. 3, слева). На рисунке 3, справа представлена схема зонирования московского парка «Зарядье».

Рисунок 3 - Парк «Зарядье» в Москве и его схема зонирования
Примечание: источник [12]

Рисунок 4 - Носители фирменного стиля парка «Зарядье»
Примечание: источник [13]
Другим ярким примером использования инновационных ландшафтных и коммуникативных решений в проектировании среды также является парк Парк Галицкого (официально — парк «Краснодар») (рис. 5). Уникальность парка Галицкого кроется не только в масштабах (более 200 гектаров), но и в продуманности каждой детали, начиная от ландшафтного дизайна и заканчивая системой коммуникаций.

Рисунок 5 - Парк «Краснодар» в городе Краснодаре
Элементы парка в совокупности создают разнообразную коммуникативную среду, в которую погружается каждый посетитель. На рисунке 6 представлены знаки навигации парка «Краснодар».

Рисунок 6 - Элементы системы навигации парка «Краснодар»
Примечание: источник [14]
2.3. Особенности дизайн-концепции навигационной системы парковых зон
Главная цель парковой навигационной системы — показать человеку, где он находится и дать четкое понимание о том, что его окружает и как добраться до интересующих его мест. Правильно спроектированная система навигации объединяет в себя разные способы визуальной коммуникации: цвет, шрифты, символы и пиктограммы, карты, интерактивные элементы и так далее.
Помимо использования общепринятых международных символов, целесообразно дополнительно использовать текстовые надписи на нескольких языках. Цвет играет важную роль в создании визуальной иерархии: яркие цвета привлекают внимание к основным направлениям, а более спокойные — к дополнительной информации. Все элементы дизайна должны быть объединены единым стилем, который бы отражал концепцию парка и его атмосферу. Для этого может быть разработана специальная цветовая палитра, набор шрифтов и стилистических элементов, которые будут использоваться во всех навигационных указателях.
На этапе производства навигационных объектов необходимо обеспечить высокое качество материалов и исполнения. Указатели должны быть прочными, устойчивыми к вандализму и иметь длительный срок службы. Важно также обеспечить их грамотную установку, учитывая все необходимые технические требования. Авторский надзор на этом этапе гарантирует соответствие конечного результата разработанному проекту и высоким стандартам качества. После установки, необходимо провести тестовые обходы парка, чтобы оценить удобство и эффективность навигационной системы. Обратная связь от посетителей поможет выявить и устранить возможные недостатки и внести корректировки в систему навигации, обеспечив максимальный комфорт и удобство для всех посетителей парка. Регулярное обслуживание и обновление навигационных элементов также является важной частью долгосрочного управления парковой инфраструктурой .
В целом, современные способы проектирования навигационных систем в парках включают использование различных технологий и инструментов, таких как структура парка, информационные таблички, GPS-навигация, элементы дизайна и AR-технологии. Они позволяют обеспечить эффективную и безопасную навигацию по территории парка для всех его посетителей.
3. Основные результаты
3.1. Предпроектная разработка дизайн-концепции тематического парка им. Ефремова
Развитие парковой зоны позволит увеличить туристический поток и поднять интерес людей к тематическому парку, а вследствие и к культуре и быту казаков, особенностям их жизни, историческим событиям территории и аутентичности местности.
Разработка дизайн концепции проводилась по следующим этапам:
– исследование истории развития станицы Старочеркасска. Выявление исторических мест и достопримечательностей города, углубление в их историю. Рассмотрение быта казаков и создание визуального стиля для графических элементов дизайн-концепции и иллюстраций;
– сбор информации о примерах отечественного и зарубежного брендинга территорий и навигационных систем. Анализ литературных источников, на основе данной информации созданы таблицы развития территориального брендинга;
– на основе визуальной информации были созданы таблицы анализа навигационных систем по типам. Для графического сопровождения критериями послужили типология указателей, цвет, информативность;
– на основе результатов анализа аналогов были выявлены характерные особенности дизайн-концепций территориального брендинга городов. данные особенности применялись при разработке дизайн-концепции тематического парка им. Атамана Ефремова;
– в итоге создание графического обеспечения и оформления дизайн-концепции тематического парка им. Атамана Ефремова.
3.2. Экспериментальная разработка дизайн-концепции тематического парка им. Атамана Ефремова
Основная идея дизайн-концепции парка им. Атамана Степана Ефремова — популяризация казачьей культуры через современную призму – воплощается в системе визуальных элементов. Веб-сайт парка, разработанный в соответствии с концепцией, представляет собой интерактивную карту с маршрутами по парку, виртуальными турами по реконструированным казачьим жилищам (представленным в виде 3D-моделей), информацией о исторических личностях, связанных с казачьей культурой и регионом. Он также содержит раздел с мультимедийными материалами — видеоролики о казачьих традициях, аудиозаписи казачьих песен, галерею фотографий исторических артефактов. Мобильное приложение дополняет веб-сайт, предоставляя навигацию в режиме реального времени, и возможность заказать экскурсию или бронировать места на мероприятия.
В целом, дизайн-концепция парка им. Атамана Степана Ефремова — это целостный и внимательно проработанный проект, направленный на максимально эффективное распространение информации о казачьей культуре среди широкого круга людей, использующий современные технологии и дизайнерские решения для достижения этой цели. Он создает положительный образ казачества, представляя его как богатую и интересную часть исторического и культурного наследия. Благодаря унифицированному стилю и многоканальному распространению информации, парк сможет привлечь большое количество посетителей и познакомить их с уникальной казачьей культурой .
Поиск формы, стиля логотипа осуществлялся через буквенные композиции, образы предметов быта казаков. Основные выразительные средства — это геометрия, контрасты, работа с текстом и анимация логотипа. В процессе поиска образов (рис. 7), впоследствии используемых в визуальном стиле, было создано несколько концепций и выбрана самая выигрышная с точки зрения подачи и считываемости графического образа (рис. 8).

Рисунок 7 - Поисковые эскизы логотипа для графического сопровождения парка им. Ефремова
В графических редакторах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Figma происходил процесс разработки и создания элементов графического обеспечения для территории парка им. Атамана Степана Ефремова.

Рисунок 8 - Варианты логотипа парка им. Ефремова

Рисунок 9 - Иллюстративный материал, паттерны для графического сопровождения парка им. Атамана Степана Ефремова
Поиск формы и пропорций элементов навигации выполнялся сначала в виде набросков (рис. 10, слева). В графическом редакторе Adobe Photoshop была разработана дизайн-концепция навигационной системы, включающей в себя пять элементов уличной парковой навигации (рис. 10, справа). При создании системы навигации были использованы описанные выше приемы — адаптивность знаков для разных групп и слоев населения; легкость в восприятии информации благодаря расположению информации внутри стенда на удобном для глаз уровне; использование легкочитаемых шрифтов с корректным кернингом; использование материалов, вписывающихся в среду и не затрудняющих считывание информации с элемента навигации.

Рисунок 10 - Элементы навигации для парка им. Ефремова с поисковыми эскизами

Рисунок 11 - Карта парковой зоны станицы Старочеркасск
На сайте также доступна карта станицы, которая в этом варианте, уже является интерактивной и позволяет взаимодействовать со средой плотнее — при желании можно построить кротчайший маршрут до необходимого места, увидеть время и место проводимых мероприятий в городе, купить билеты в музеи или на фестиваль.

Рисунок 12 - Поисковые эскизы и сайт парка им. Ефремова

Рисунок 13 - Расположение элементов навигации в парке им. Атамана Степана Ефремова
4. Заключение
Брендинг территории успешен и удачен, если имеет четкую структуру. Важную роль в контексте парковой территории имеет не только разработка графического материала, но и разработка единой навигационной системы, которую можно применить и за пределами парка — в Старочеркасске, создав тем самым единое информационное поле.
Усиливает этот эффект и переход в цифровое пространство, где информация распространяется гораздо быстрее. Применение современных технологий и поддержание сайта парка им. Атамана Степана Ефремова позволит людям, находящимся на удалённом расстоянии изучить историю этого места, и побудить к посещению данного парка.
В результате проведенного исследования, были выявлены основные особенности и достопримечательности территории, которые легли в основу сетки туристического маршрута города. В оформлении визуального стиля парка им. Атамана Степана Ефремова были использованы средства визуальной коммуникации, произведен подбор материалов для элементов навигации, вписывающихся в среду проектирования, что способствует созданию единой концепции, наполненной образами культуры и быта казаков. Дизайн-концепция тематического парка им. Атамана Степана Ефремова была разработана с целью привлечения большего внимания к глубокой истории и аутентичности казачьей культуры и быта, чтобы сохранить и передать особенности этой культуры будущим поколениям.
Подводя итог, можно отметить, что в рамках предложенной дизайн концепции пространства парковой зоны им. Ефремова, были рассмотрены элементы визуального стиля и его влияние на развитие бренда территории. Следовательно, предложенный проект, несомненно, сможет повысить интерес к казачьей культуре и усилить туристическую привлекательность этой парковой зоны.
