Архитектура и функциональные особенности ТПУ на примере г. Москва
Архитектура и функциональные особенности ТПУ на примере г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются архитектурные и функциональные особенности транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) города Москвы. Актуальность темы определяется необходимостью оптимизации транспортной инфраструктуры мегаполиса. Целью исследования является разработка оптимальной классификации ТПУ и анализ существующих ТПУ разных типов.
Методология исследования базируется на теоретических методах научного анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Также автором осуществлена фотофиксация архитектурных решений ТПУ. Проведена классификация транспортно-пересадочных узлов на плоскостные и капитальные с учетом оценки уровня межтранспортных связей. Основными результатами стали описание и анализ архитектурных и функциональных решений ТПУ «Петровско-Разумовская», «Окружная» и «Савеловская».
В выводах показана необходимость дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Москвы и создания капитальных ТПУ, которые улучшат пассажирское обслуживание и сократят время на пересадки.
1. Введение
Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) играют важную роль в транспортных системах мегаполисов, обеспечивая перераспределение пассажиропотоков между различными видами транспорта и повышая общую мобильность населения , . В условиях стремительного роста городов и увеличения транспортной нагрузки актуальность развития и модернизации ТПУ возрастает. Особенно это важно для Москвы — одного из крупнейших мегаполисов мира, где транспортная система находится под значительным давлением, требующим инновационных решений. Поэтому представляет как теоретический, так и практический интерес рассмотрение и анализ московских ТПУ, их классификация и выделение функционально-транспортных и архитектурных особенностей.
2. Методы и принципы исследования
Методология исследования базируется на следующих теоретических методах научного исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Специально для данной статьи автор осуществил фотофиксацию архитектурных решений выбранных ТПУ.
Целью данной статьи является разработка оптимальной классификации ТПУ и типологизация существующих ТПУ согласно предложенной классификации. Кроме того, будет проведен анализ некоторых существующих ТПУ Москвы с учетом их архитектурных и функциональных характеристик.
3. Обсуждение
Говоря о ТПУ, необходимо помнить, что это неоднозначное понятие. «В градостроительном смысле идет речь о некой узловой точке города, месте сосредоточения пассажиропотоков двух и более различных транспортных систем. С точки зрения архитектуры же, в узле возможно рассматривать только капитальные объекты строительства, то есть здания (или комплексы), имеющие пассажирские зоны, а также (при необходимости) зоны коммерческого назначения» .
Не существует и единой общепризнанной классификации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), так как их оценка зачастую зависит от цели конкретного исследования. Однако обобщение различных подходов позволяет выделить различные критерии, предлагающиеся в , , и включающие в себя: назначение ТПУ, объем пассажиропотока, типы пересадок и уровень межтранспортных связей, что позволяет создать эффективную классификацию для разных типов узлов.
Институт Генплана Москвы разделяет ТПУ на плоскостные и капитальные, что отражает их архитектурную составляющую .
Плоскостные ТПУ — это узлы, где все пересадки происходят преимущественно на уровне земли, без строительства капитальных объектов, таких как пешеходные распределительные уровни и конкорсы. Эти ТПУ обычно обслуживают небольшой пассажиропоток.
Капитальные ТПУ — более сложные и затратные объекты, включающие единые пересадочные комплексы с пассажирскими распределительными уровнями. Эти ТПУ защищены от неблагоприятных погодных условий и используются в местах с высоким пассажирооборотом, представляя собой капитальные здания или комплекс зданий.
В данной статье для наиболее полного анализа ТПУ, учитывающего как транспортные, так и архитектурные аспекты, будет использован критерий уровня межтранспортных связей из , а также их разделение на плоскостные и капитальные ТПУ .
Таким образом, для исследования будут выбраны три различных ТПУ Москвы, различающихся по уровню межтранспортных связей и планировке. Эти узлы будут проанализированы и сравнены между собой для выявления взаимосвязи между архитектурными решениями и транспортной функцией каждого из них.
4. Основные результаты
Нами были выбраны три ТПУ: один плоскостной и два капитальных, причем последние имеют разный уровень межтранспортных связей.
ТПУ «Петровско-Разумовская», расположенный на севере Москвы, является плоскостным узлом, обеспечивающим пересадки между двумя линиями метро и наземным общественным транспортом. Станция метро имеет несколько выходов, в том числе – к крупному автобусному хабу с посадочными платформами и павильонами, обеспечивающему оптимальное распределение автобусных маршрутов по направлениям. Однако такая планировка имеет и свои недостатки: незадействованную пересадку с железнодорожного транспорта (платформа «Петровско-Разумовская» МЦД-3) в метро. Ситуация изменится с завершением строительства новой станции МЦД-1 около существующего ТПУ и переносом туда же платформы МЦД-3, находящейся на удалении. Планируется возведение двух платформ, а также модернизация инфраструктуры по стандартам МЦД. Пересадки с «диаметров» на метро обеспечит крытый переход — конкорс. После завершения всех работ ТПУ сможет обслуживать до 90 тысяч пассажиров в сутки, обеспечивая удобные пересадки между метро, МЦД и наземным транспортом .
Рисунок 1 - «Петровско-Разумовская»
Примечание: фото автора
ТПУ «Окружная», расположенный на севере Москвы, представляет собой капитальный транспортно-пересадочный узел, объединяющий станции метро «Окружная» (Люблинско-Дмитровская линия), Московского центрального кольца (МЦК) и МЦД-1. Благодаря удачному расположению и развитой инфраструктуре, ТПУ «Окружная» эффективно обслуживает значительный пассажиропоток.
Рисунок 2 - ТПУ «Окружная»
Примечание: фото автора
Рисунок 3 - ТПУ «Савеловская»
Примечание: фото автора
5. Заключение
В статье был проведен анализ архитектурных и функциональных особенностей транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Москвы, что позволило выделить ключевые аспекты их классификации и структуры. Рассмотренные примеры плоскостных и капитальных ТПУ, таких как «Петровско-Разумовская», «Окружная» и «Савеловская», демонстрируют разнообразие подходов к организации транспортной инфраструктуры в зависимости от уровня межтранспортных связей и пассажиропотока.
Особое внимание в работе было уделено критериям классификации ТПУ, основанным на уровне межтранспортных связей и архитектурной составляющей. Это позволило выявить не только тенденции в развитии транспортной инфраструктуры, но и необходимость дальнейшей модернизации узлов для повышения их функциональности и эффективного использования городской транспортной сети.