Архитектура и функциональные особенности ТПУ на примере г. Москва

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/mca.2024.53.6
Выпуск: № 10 (53), 2024
Предложена:
30.09.2024
Принята:
11.10.2024
Опубликована:
21.10.2024
41
3
XML
PDF

Аннотация

В статье рассматриваются архитектурные и функциональные особенности транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) города Москвы. Актуальность темы определяется необходимостью оптимизации транспортной инфраструктуры мегаполиса. Целью исследования является разработка оптимальной классификации ТПУ и анализ существующих ТПУ разных типов.

Методология исследования базируется на теоретических методах научного анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Также автором осуществлена фотофиксация архитектурных решений ТПУ. Проведена классификация транспортно-пересадочных узлов на плоскостные и капитальные с учетом оценки уровня межтранспортных связей. Основными результатами стали описание и анализ архитектурных и функциональных решений ТПУ «Петровско-Разумовская», «Окружная» и «Савеловская».

В выводах показана необходимость дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Москвы и создания капитальных ТПУ, которые улучшат пассажирское обслуживание и сократят время на пересадки.

1. Введение

Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) играют важную роль в транспортных системах мегаполисов, обеспечивая перераспределение пассажиропотоков между различными видами транспорта и повышая общую мобильность населения

,
. В условиях стремительного роста городов и увеличения транспортной нагрузки актуальность развития и модернизации ТПУ возрастает. Особенно это важно для Москвы — одного из крупнейших мегаполисов мира, где транспортная система находится под значительным давлением, требующим инновационных решений. Поэтому представляет как теоретический, так и практический интерес рассмотрение и анализ московских ТПУ, их классификация и выделение функционально-транспортных и архитектурных особенностей.

2. Методы и принципы исследования

Методология исследования базируется на следующих теоретических методах научного исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Специально для данной статьи автор осуществил фотофиксацию архитектурных решений выбранных ТПУ.

Целью данной статьи является разработка оптимальной классификации ТПУ и типологизация существующих ТПУ согласно предложенной классификации. Кроме того, будет проведен анализ некоторых существующих ТПУ Москвы с учетом их архитектурных и функциональных характеристик.

3. Обсуждение

Говоря о ТПУ, необходимо помнить, что это неоднозначное понятие. «В   градостроительном смысле идет речь о некой узловой точке города, месте сосредоточения пассажиропотоков двух и более различных транспортных систем. С точки зрения архитектуры же, в  узле возможно рассматривать только капитальные объекты строительства, то  есть здания (или комплексы), имеющие пассажирские зоны, а также (при необходимости) зоны коммерческого назначения»

.

Не существует и единой общепризнанной классификации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), так как их оценка зачастую зависит от цели конкретного исследования. Однако обобщение различных подходов позволяет выделить различные критерии, предлагающиеся в

,
,
и включающие в себя: назначение ТПУ, объем пассажиропотока, типы пересадок и уровень межтранспортных связей, что позволяет создать эффективную классификацию для разных типов узлов.

Институт Генплана Москвы разделяет ТПУ на плоскостные и капитальные, что отражает их архитектурную составляющую

.

Плоскостные ТПУ — это узлы, где все пересадки происходят преимущественно на уровне земли, без строительства капитальных объектов, таких как пешеходные распределительные уровни и конкорсы. Эти ТПУ обычно обслуживают небольшой пассажиропоток.

Капитальные ТПУ — более сложные и затратные объекты, включающие единые пересадочные комплексы с пассажирскими распределительными уровнями. Эти ТПУ защищены от неблагоприятных погодных условий и используются в местах с высоким пассажирооборотом, представляя собой капитальные здания или комплекс зданий.

В данной статье для наиболее полного анализа ТПУ, учитывающего как транспортные, так и архитектурные аспекты, будет использован критерий уровня межтранспортных связей из

, а также их разделение на плоскостные и капитальные ТПУ
.

Таким образом, для исследования будут выбраны три различных ТПУ Москвы, различающихся по уровню межтранспортных связей и планировке. Эти узлы будут проанализированы и сравнены между собой для выявления взаимосвязи между архитектурными решениями и транспортной функцией каждого из них.

4. Основные результаты

Нами были выбраны три ТПУ: один плоскостной и два капитальных, причем последние имеют разный уровень межтранспортных связей.

ТПУ «Петровско-Разумовская», расположенный на севере Москвы, является плоскостным узлом, обеспечивающим пересадки между двумя линиями метро и наземным общественным транспортом. Станция метро имеет несколько выходов, в том числе – к  крупному автобусному хабу с посадочными платформами и павильонами, обеспечивающему оптимальное распределение автобусных маршрутов по направлениям.  Однако такая планировка имеет и свои недостатки: незадействованную пересадку с железнодорожного транспорта (платформа «Петровско-Разумовская» МЦД-3) в метро. Ситуация изменится с завершением строительства новой станции МЦД-1 около существующего ТПУ и переносом туда же платформы МЦД-3, находящейся на удалении. Планируется возведение двух платформ, а также модернизация инфраструктуры по стандартам МЦД. Пересадки с «диаметров» на метро обеспечит крытый переход — конкорс. После завершения всех работ ТПУ сможет обслуживать до 90 тысяч пассажиров в сутки, обеспечивая удобные пересадки между метро, МЦД и наземным транспортом

.

«Петровско-Разумовская»

Рисунок 1 - «Петровско-Разумовская»

Примечание: фото автора

Архитектура ТПУ «Петровско-Разумовская» отличается простотой и минимализмом, поскольку единственным капитальным строением на его территории является наземный вестибюль станции метро, не считая подземного южного вестибюля.

ТПУ «Окружная», расположенный на севере Москвы, представляет собой капитальный транспортно-пересадочный узел, объединяющий станции метро «Окружная» (Люблинско-Дмитровская линия), Московского центрального кольца (МЦК) и МЦД-1. Благодаря удачному расположению и развитой инфраструктуре, ТПУ «Окружная» эффективно обслуживает значительный пассажиропоток.

ТПУ «Окружная»

Рисунок 2 - ТПУ «Окружная»

Примечание: фото автора

Архитектура ТПУ «Окружная» – функциональная; это современный капитальный комплекс с многоуровневой структурой. Узел выполнен в формате «вертикального города», состоящего из трёх уровней: на нижнем уровне расположена станция метро Люблинско-Дмитровской линии, на среднем — станция МЦК, остановки общественного транспорта и перехватывающая парковка, а на верхнем уровне — платформа Савеловского направления. Перемещение между уровнями организовано с помощью лифтов и эскалаторов, что позволяет пассажирам пересаживаться между видами транспорта, не выходя на улицу. В перспективе планируется строительство общественно-делового здания и многоуровневого паркинга, что расширит функциональность ТПУ и его роль как важного транспортного и делового хаба на севере Москвы
.
ТПУ «Савеловская» расположен на севере Москвы и является крупным капитальным транспортно-пересадочным узлом, обеспечивающим пересадки между вокзалом, платформами МЦД-1 и МЦД-4, проходящими через Савеловскую площадь, а также станциями метро «Савеловская». На площади перед вокзалом также устроен крупный автобусный хаб, обеспечивая высокий уровень межтранспортных связей. Пассажиропоток ТПУ «Савеловская» составляет около 245 тыс. человек в сутки, что позволило значительно улучшить транспортное обслуживание районов Савеловский, Беговой и Марьина Роща и способствует развитию прилегающих территорий
.
ТПУ «Савеловская»

Рисунок 3 - ТПУ «Савеловская»

Примечание: фото автора

Архитектурной доминантой этого ТПУ является историческое здание Савеловского вокзала. Архитектура вокзала представляет собой смесь стилей, включая модерн и классицизм. Современные вестибюли станций метро Серпуховско-Тимирязевской и Большой кольцевой линий, а также платформ МЦД выполнены в минималистичном и функциональном стиле. Интерьеры станций отличаются лаконичностью и практичностью, что подчёркивает современный подход к архитектуре транспортных объектов.

5. Заключение

В статье был проведен анализ архитектурных и функциональных особенностей транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Москвы, что позволило выделить ключевые аспекты их классификации и структуры. Рассмотренные примеры плоскостных и капитальных ТПУ, таких как «Петровско-Разумовская», «Окружная» и «Савеловская», демонстрируют разнообразие подходов к организации транспортной инфраструктуры в зависимости от уровня межтранспортных связей и пассажиропотока.

Особое внимание в работе было уделено критериям классификации ТПУ, основанным на уровне межтранспортных связей и архитектурной составляющей. Это позволило выявить не только тенденции в развитии транспортной инфраструктуры, но и необходимость дальнейшей модернизации узлов для повышения их функциональности и эффективного использования городской транспортной сети.

Метрика статьи

Просмотров:41
Скачиваний:3
Просмотры
Всего:
Просмотров:41