Происхождение и развитие жженых кирпичей в Средней Азии

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/mca.2024.44.1
Выпуск: № 1 (44), 2024
Предложена:
20.11.2023
Принята:
11.12.2023
Опубликована:
22.01.2024
849
13
XML
PDF

Аннотация

Современную архитектуру невозможно представить без жженых кирпичей. Они используются в каждой отрасли строительного дела. Стены зданий из жженого кирпича выделяются не только своей прочностью, но и многими другими качествами. В данной статье мы хотим обратить внимание на историю появления жженых кирпичей и их использования. Основываясь на данных археологических раскопок, можно утверждать, что эта история на территории Средней Азии имеет глубокие корни. В архитектуре Центральной Азии, при использовании ограниченных видов строительных материалов и различных приемов, люди старались укрепить устойчивость и прочность своих объектов, а также сэкономить время и расходы на работу. В этой трудной задаче успешное использование жженого кирпича, а также внедрение инновационных приемов становились оптимальным решением. В большинстве архитектурных памятников Средней Азии отмечается, что жженый кирпич использовался при строительстве отдельных частей сооружений.

1. Введение

В ходе археологических исследований, проведенных по изучению религиозно-монументальной архитектуры древней Средней Азии, были получены новые сведения по истории использования жженого кирпича в местной архитектуре. Предварительные исследования проводились в Южном Согде в храме Хантепа, расположенном за городом, а исследования в Ташкентском оазисе проводились в храме, расположенном в цитадели археологического памятника Канка. В результате исследований памятника Хантепа V–VI веков были получены кирпичи размером 38-34х23-24х4-5 см, использованные при строительстве храма (рис. 1). Изучение состава обожженного кирпича показало, что при его приготовлении в глину добавлялись шамот и толченая солома. Поверхность готового кирпича разглаживали и выравнивали белой густой массой.

Жженые кирпичи из памятника Хантепа

Рисунок 1 - Жженые кирпичи из памятника Хантепа

На территории храма памятника Канка, являющимся вторым объектом наших исследований, из слоя VII–VIII веков были взяты обожженные кирпичи размером 56х26х6-6,5 см. Они отличаются от кирпичей памятника Хантепа не только величиной, но и составом. Замечено, что в сырцовый кирпич, изготовленный на памятнике Канка, помимо соломы и шамота, добавлялось большое количество речного песка (рис. 2). С целью анализа новых материалов были изучены обожженные кирпичи, найденные на территории Средней Азии (Хантепа, Канка, Ахсикет).
Жженые кирпичи из памятника Канка

Рисунок 2 - Жженые кирпичи из памятника Канка

В наши дни, хотя в исторических городах сохранено много архитектурных памятников средневековья, построенных из жженых кирпичей, остатков археологических памятников, относящихся к античности и раннему средневековью, где в строительстве использованы жженые кирпичи, не так уж много.

2. Обсуждение. Анализы

Среди исследователей существуют разные мнения о происхождении и распространении жженых кирпичей. В частности, в исследованиях Н.С. Гражданкиной их появление определяется первыми веками до нашей эры. И отмечено, что они использовались в ограниченном количестве – только в отдельных частях строений. Это арки, колонны, высокие порталы и др. По мнению специалистов, такие части, как высокие порталы, арки и колонны в архитектуре Средней Азии появляются в связи с распространением «эллинизма»

. Для строителей Греции при создании таких архитектурных шедевров камни не были проблемой. Но, в отличие от Греции, природа Средней Азии не так уж богата натуральными строительными материалами, такими, как камень и дерево
,
. В этом процессе строители Средней Азии стали использовать в качестве эффективного решения вместо натурального камня жженый кирпич.

Однако исследования, проведенные в Хорезме в последние годы, показывают, что мнения по этому поводу также следует пересмотреть. В частности, установлено, что под столбами храма V века до н.э. в памятнике Хумбузтепа были помещены кирпичи размером 38х26,5х5 см, 35х27,5х6,5 см

(рис. 3). До этого отмечалось, что в ряде других памятников античного периода использовался обожженный кирпич. В частности, во дворцах городища Айханум жжёные кирпичи размером 37х37х7 см используются не только в колоннах, но и в стенах зданий
,
. Во дворцах Старой Нисы, как и в фундаментах колонн, применяются кирпичи размером 38х38х8 см, во дворце Топрак-кала древнего Хорезма на полах – размером 40х40х3-4 см, в арках – 33х33х4 см, в стенах – 36х36х8 см. В памятнике Далварзинтепе, еще одном крупном городе периода распространения «эллинской цивилизации» в Средней Азии, пол домашний бани домовладения горожанина был выложен жжёнными кирпичом размером 40х40х4 см
. Сточные воды отводились с помощью керамических труб.

Жженый кирпич из Хумбузтепа

Рисунок 3 - Жженый кирпич из Хумбузтепа

Примечание: рисунок С. Баратова

В раннем средневековье жженые кирпичи встречаются намного чаще, чем в античности. Возрастающее значение Великого шелкового пути вызвало подъем городов Центральной Азии. В этот период расширилась территория городов и образовались мегаполисы площадью 150-200 га. В таких городах появляется слой горожан, состоящий из богатых торговцев и крупных землевладельцев. Размеры жилищ богатых горожан иногда достигают размеров дворца правителей, а по своему убранству и роскоши дома богатых горожан не уступали дворцам правителей. Это подтверждает открытие жилищ аристократии в ходе археологических исследований на памятниках городища Афрасиаб, Еркургане, Пенджикента, Пайкенда и многих других раннесредневековых городов Средней Азии
,
.

Богатую информацию по этому вопросу дают наиболее изученные памятники Средней Азии раннего средневековья – городища Пенджикент и Пайкенд. В частности, жилые помещения объектов 3, 5, 6 городища Пенджикент. По мнению В.Л. Ворониной, объект 3 был домовладением богатого «дехкана»

. В завале 18 комнаты попадается масса обожженных кирпичей размером 40х35х5,5 см, которые, видимо, устилали пол второго этажа.

В домовладении в объекте 5 в двух комнатах были обнаружены полы со жжеными кирпичами в формате 34х24х5,5 см

. Первая из этих комнат находилась в восточной части объекта и была большим залом жилого комплекса. Особенность зала в том, что не только полы, но и суфы, и сохранившиеся стены на высоте 1,35-1,40 см были покрыты жжеными кирпичами размером 34х24х5 см. Для этого сначала стену обмазывали глиной, перемешанной с соломой, сверху штукатурки крепился один слой камыша. А поверх этой конструкции с помощью деревянных свай укреплялись кирпичи. Суфы, покрытые жжеными кирпичами, служили дольше, чем обычные
. Другая комната домовладения, где полы были покрыты жжеными кирпичами, находилась также на первом этаже и предназначалась для гигиены (своеобразная комната для обмывания). Наличие зала больших размеров и специальных комнат для гигиены, покрытых жжеными кирпичами, подтверждает, что это домовладение также принадлежало богатому гражданину.

6 объект состоял из нескольких домовладений и, по мнению специалистов, был своеобразным кварталом аристократов

. Многие жилые комплексы объекта были двухэтажными, полы в некоторых комнатах второго этажа были покрыты жжеными кирпичами размером 18х15х3-5 см
.

Широкое использование жженого кирпича зафиксировано и на другом хорошо изученном памятнике раннего средневековья – в Пайкенде, расположенном в Бухарском оазисе. Пол «Большого зала» был вымощен жжеными кирпичами размером 28-32х18-20х2-3,5 см. В поверхности двора комплекса использованы кирпичи размером 30х20, 31х21

. А в юго-восточной части дворца, в комнате с росписями, поверхность пола вымощена кирпичами размером 31х21-22х3,5 см, также в нижнем углу дверей поставлены жженые кирпичи размером 41х21х6 см. Кроме пола, колонн и стен, во дворце также были пандусы, покрытые жжеными кирпичами
. Вдобавок в городище в жилищах горожан также наблюдается использование жженых кирпичей в разных частях. К примеру, в домовладении в шахристане I пол был вымощен жжеными кирпичами размером 31-33×19,5-20,5×3,5-4 см на ганчевом растворе. Большие возможности жителей города Пайкенд, получившего название «города купцов», позволили шире использовать сырцовый кирпич в различных частях строительства. Например, на улице «А» шахристана II был устроен перекрытый сводом желоб ливневой канализации из жженого кирпича.

В Самарканде, одном из крупнейших городов Центральной Азии, из-за многослойности городища сведений о жженых кирпичах, использовавшихся в древности, мало, но они встречаются. В частности, в Афрасиабе, древней части города, обожженым кирпичом размером 60х22-23х11-12 см выложено покрытие дороги, ведущей к восточным воротам города, получившим название «Китайские ворота»

. В памятнике Еркургане, одном из крупных городских центров Узбекистана, также колонны храма выполнены из обожженного кирпича и оштукатурены ганчем
.

С IX–X веков началось ещё более широкое использование жженого кирпича. В частности, были построены первые монументальные сооружения целиком из жженого кирпича. Одним из таких сооружений является мавзолей Исмаила Самани

. В этот период наряду с прямоугольными кирпичами размером 24-29х12-14х3-4 см применялись и квадратные кирпичи размером 22-26х22-26х3-4 см. К XI–XII векам с увеличением количества монументальных построек из жженого кирпича они стали более широко использоваться во многих других областях. В частности, подземная система снабжения города питьевой водой у памятника Ахсикет была полностью сложена из жженого кирпича
(рис. 4, 5). Также из жженого кирпича там стали возводить общественные бани, мечети, резиденции богатых жителей или отдельные их части (рис. 6). К средневековью о развитии производства обожженного кирпича свидетельствуют и многочисленные найденные кирпичные печи. По сей день в Средней Азии они известны в Старом Термезе, в Ахсикете, в Куве, на Афрасиабе, в оазисе Марва. Также в районе Чопон-ота поблизости от Самарканда были обнаружены и изучены кирпичообжигательные печи
. Большинство этих двухкамерных печей датируются X–XIII веками.

Водопроводная система памятника Ахсикет

Рисунок 4 - Водопроводная система памятника Ахсикет

Жилища XI века памятника Ахсикет

Рисунок 5 - Жилища XI века памятника Ахсикет

Пол здания, выложенный из жжёных кирпичей памятника Канка

Рисунок 6 - Пол здания, выложенный из жжёных кирпичей памятника Канка

3. Заключение

Обобщая данные, можно сказать, что в истории строительной культуры Средней Азии производство жженого кирпича имеет давнюю историю. В античной период сложность и дороговизна производства жженых кирпичей не позволяла людям широко его использовать. Формат жженых кирпичей античного периода, в отличие от квадратных сырцовых кирпичей, не имел четкого стандарта. Поэтому в античный период жженые кирпичи в основном использовались в постройках дворцов правителей и в храмах. И то, только в некоторых частях сооружений.

К раннему средневековью обожженный кирпич также стали использовать представители богатого класса, возникшего в результате роста экономической жизни. В отличие от античного периода, в различных частях строительства стал использоваться обожженный кирпич:

1) на полах зданий;

2) на стенах как облицовка;

3) на суфах зданий;

4) на пандусах и ступеньках зданий;

5) на арках и колоннах; 

6) в специальных гигиенических комнатах;

7) иногда на облицовках дорог;

8) в водоотводных системах.

Формат жженых кирпичей античного периода, в отличие от квадратных сырцовых кирпичей, не имел четкого стандарта. Можно сказать, что столь широкое использование жженого кирпича архитекторами раннего Средневековья было первым шагом на пути изобретений новой эпохи. В раннесредневековый период жженые кирпичи уже использовались не только во дворцах или в храмах. Их можно видеть и в домах высшей аристократии, и богатых вельмож. Жители каждой историко-географической области исходя из имеющихся у них возможностей старались усилить качество кирпича, добавляя в его состав примеси. В частности, по этому пути пошли строители древнего памятника Канка, расположенного в месте впадения реки Охангарон в Сырдарью, и в состав кирпича добавили речного песка. Тот факт, что такой песок не встречается в кирпичах-сырцах и соломе этого периода, указывает на то, что он был добавлен специально. Возможно, добыть такой песок позволило древнее местоположение памятника Канка при впадении реки Охангарон в Сырдарью. Широкое использование в строительстве таких кирпичей дает возможность сделать заключение о том, что в этот период уже появились люди, которые профессионально занимались подготовкой жженых кирпичей.

Исследователями установлено (в среднем), что кирпичи из характерных для Средней Азии лессовидных суглинков при нормальном обжиге (около 1000-1050°С) имеют желтоватый цвет, при повышении же температуры, когда получается так называемый «пережог», кирпич приобретает зеленоватый оттенок, а после спекания делается зелено-серым (клинкер). На недостаточную степень обжига указывают розово-красные расцветки. Наиболее интенсивный красный цвет соответствует наиболее низкой (порядка 600-750°С) температуре обжига кирпича

. Судя по цвету кирпичей раннего средневековья, можно сказать, что производители кирпича не могли добиться высоких температур в используемых ими печах. Поэтому мастера, работавшие над памятником Хантепа, обмазали поверхность кирпича белой темной массой.

К X и XI векам использование кирпича в городах увеличилось. Благодаря возросшему опыту производства обожженного кирпича был начат процесс изготовления изделий с высоким качеством обжига. Фундаменты стен почти всех жилых домов сложены из 1-4 рядов жженого кирпича. Н.С. Гражданкина проанализировала химический состав и приготовленные материалы состава жженых кирпичей и смесей между ними на основании сведений средневековых памятников и отметила, что их качество не уступает современному кирпичу

.

Метрика статьи

Просмотров:849
Скачиваний:13
Просмотры
Всего:
Просмотров:849